Среда обитания

Уничтожить любой ценой В Москве снесут прибежища для бомжей и гастарбайтеров

Дефицит земли под застройку в Москве заставил столичные власти заняться проблемой, на которую долгие годы город закрывал глаза. Речь идет о сносе заброшенных жилых домов, которые давно стали пристанищем для лиц без определенного места жительства и гастарбайтеров. Ликвидация этих зданий, на месте которых планируется новое строительство, обойдется мэрии недешево. При этом эффект от этой программы может оказать лишь социальным, так как застроить освобождаемые участки социальным или коммерческим жильем из-за кризиса будет весьма непросто. "Доступное" жилье Как пишет газета "Московский комсомолец", правительство Москвы в середине мая выпустило распоряжение о ликвидации 250-300 жилых домов, которые в свое время были расселены, но по разным причинам не снесены. В департаменте городского строительства Москвы "Ленте.Ру-Недвижимость" подтвердили факт существования распоряжения, однако предоставить его в распоряжение редакции отказались, сославшись на ограниченный доступ к документу.
В настоящее время заброшенные здания, за которыми никто не следил десятилетиями, естественно, находятся в аварийном состоянии, не говоря уже о санитарных условиях. Впрочем, это не мешает бездомным и приезжим рабочим заселяться в это "доступное" жилье.
Более того, газета "Новые известия" утверждает, что в выселенных домах проживают даже бывшие и действующие сотрудники московской милиции. По данным издания, по крайней мере несколько сотрудников московского ОМОНА временно, в ожидании служебного жилья, живут в так называемом поселке "Главмосстроя", заброшенном квартале из 13 домов, который находится между станциями метро "Полежаевская" и "Крылатское". В том же поселке, в котором ОМОН иногда проводит учения, живут и гастарбайтеры.
Газета упоминает еще несколько "известных" бесхозных зданий, облюбованных временными жильцами. В частности, речь идет о десятиэтажном здании Ховринской городской больницы, расположенной в районе метро "Речной вокзал", полуразрушенном здании аквапарка на Аминьевском шоссе и бесхозном здании у цирка на проспекте Вернадского.
Цена вопроса Несмотря на то, что решение о ликвидации заброшенных домов было принято буквально две недели назад, часть этих строений, по информации "МК", уже ликвидирована. В администрации города отмечают, что доступ в дома, на ликвидацию которых у города не хватит денег, будет заблокирован: дома завалят изнутри, замуровав окна и двери.
Финансовый вопрос здесь, как всегда, стоит во главе угла. Оценить инвестиции в снос заброшенного жилого фонда довольно сложно, так как в каждом отдельном случае нужно учитывать площадь объекта. Приблизительно представить объем затрат города можно на свежем примере планов ликвидации самовольного построенного здания в районе Печатники. По данным префектуры Юго-Восточного административного округа, работы по сносу самостроя площадью 600 квадратных метров обойдутся столичному бюджету в миллион рублей.
В случае с расселенным жильем речь может идти о нескольких сотнях тысяч квадратных метров. В условиях кризиса такая дополнительная нагрузка городу явно не по карману. Понимают это и сами чиновники, которые уже сейчас говорят, что часть заброшенных домов придется замуровать.
А застройщики кто? Освободившиеся после сноса площадки городские власти намерены через аукционы передавать девелоперам под новую застройку. По закону выставлять на торги земельные участки с обременениями запрещено, именно поэтому городу придется сносить заброшенные дома за свой счет. И тут снова возникает вопрос, причем опять финансовый.
Как известно, чтобы получить землю под строительство на торгах, застройщику необходимо оплатить право аренды участка (так называемая доля города). Однако в ситуации, когда большинство девелоперов (по данным Российского союза строителей, в целом по России 80 процентов) из-за отсутствия финансирования и высокой долговой нагрузки находятся на грани банкротства, рассчитывать на высокий спрос на новые участки вряд ли стоит.
В этой связи стоит отметить, что в середине апреля столичные власти начали разрывать договоры по выкупу прав аренды земельных участков с компаниями, не оплатившими это право. Изымаемые у застройщиков участки, которых уже накопилось более 120, планируется вновь выставлять на аукционы. Если к этим участкам добавить землю, которая освободится после сноса заброшенных домов, то получается, что с молотка должны пойти сотни гектаров. Однако, очевидно, что предложение значительно превысит спрос и подавляющее число лотов останутся невостребованными.
Есть и еще один момент. Заброшенные дома в подавляющем количестве случаев представляют собой одиноко стоящие здания, занимающие небольшие по размеру земельные участки (пример с поселком "Главмосстроя" — исключение из правил). При этом известно, что точечная застройка в Москве запрещена, если речь не идет о социальных объектах. Очевидно, что привлечь инвестора к строительству школы или детского сада - задача, как говорится, архисложная.
Своими силами не легче Если землю не удастся реализовать на торгах, можно предположить, что городским властям придется либо законсервировать участки до лучших времен, либо попробовать своими силами застроить их социальным жильем. Вариант с муниципальными квартирами выглядит достаточно привлекательно для города. Во-первых, будет решаться социальная задача по обеспечению жильем очередников и других граждан льготных категорий. Во-вторых, у города появится возможность загрузить заказами столичные строительные компании. Впрочем, здесь тоже есть свои "но".
В конце апреля газета "Газета" (GZT.RU) со ссылкой на замглавы столичного департамента экономической политики и развития Валерия Жарова сообщала, что запланированный на этот год объем строительства социального жилья в Москве из-за нехватки средств могут сократить с 1,5 миллиона до 700 тысяч квадратных метров. По сведениям газеты, решение о сокращении социального строительства более чем вдвое было принято столичным стройкомплексом, но еще не утверждено мэром Москвы Юрием Лужковым.
Лужков, в свою очередь, признавал, что кризис негативно сказывается на темпах строительства соцжилья. По его словам, в 2008 году такого жилья было построено более 2,5 миллиона квадратных метров, а в этом возведут меньше, но точно более двух миллионов.
В любом случае, уже сейчас понятно, что расходы на возведение муниципальных квартир столица в том или ином объеме сократит. При этом нужно учитывать, что большинство площадок под соцжилье в Москве уже определены. Включение же в жилищные программы новых участков - процесс трудоемкий, который может занять несколько лет. Получается, что земля под заброшенными домами имеет все шансы стать лишь резервом на перспективу.
Что на выходе? Принятие решения о сносе заброшенного жилого фонда выглядит слегка спонтанным, не просчитанным с экономической точки зрения. Эффект от программ, безусловно будет, очаги антисанитарии исчезнут. Вопрос в том, стоит ли в нынешней ситуации вкладывать огромные средства именно в снос заброшенных домов, заменяя их на обреченные на простой пустыри?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше