Россия
00:34, 6 июня 2009

Вот приедет Путин... Премьер-министр России "зачистил проблемы" в Пикалеве

Анна Вражина

Премьер-министр России Владимир Путин, посетив 4 июня город Пикалево Ленинградской области, несколькими эффектными жестами разрешил сложившуюся там кризисную ситуацию. Причем слово "жесты" тут имеет не только фигуральный смысл. А вот правомерность употребления слова "разрешил" довольно сомнительна.

Впервые город Пикалево Ленинградской области прославила знаменитая журналистка Наталья Радулова. Было это аж осенью 2006 года. Тогда в "Огоньке" вышел ее репортаж о борьбе жителей этого города за статус райцентра с соседним Бокситогорском. Репортаж был, конечно, издевательский, но по сути своей очень грустный: дескать, вы посмотрите, как убого люди живут и какой фигней занимаются.

В следующий раз пикалевцы прославили себя сами. 20 мая 2009 года во время антикризисного совещания в мэрии они ворвались в здание и совещание сорвали. 2 июня они перекрыли федеральную трассу Вологда - Новая Ладога, из-за чего на дороге образовалась более чем 400-километровая пробка. После этого пошли разговоры о социальной катастрофе в этом городе.

Об экономической подоплеке ситуации в Пикалеве говорилось уже неоднократно. Все вроде бы сошлись во мнениях, что первопричина всех бед - не экономический кризис, а несогласованность действий собственников трех градообразующих предприятий, составляющих единую технологическую цепочку.

Для того чтобы государство начало спасать пикалевцев, им пришлось прославить себя вышеописанным способом. Но уж когда государство начало - мало не показалось никому.

Для начала правительство Ленинградской области выделило 6,7 миллиона рублей (1,7 миллиона пошли непосредственно на выплаты горожанам, еще 5 миллионов - в бюджет города). Потом "Единая Россия" предложила все три пикалевских завода, принадлежащих трем разным холдингам, взять и национализировать.

А 4 июня в Пикалево приехал премьер-министр Владимир Путин. Точнее, прилетел на вертолете - пробки ведь... Эксклюзивная видеозапись его прибытия, опубликованная популярным политическим блогером Тарлитом, облетела весь мир.

Путин в Пикалево был тем самым Путиным, которого мы помним по "мочить в сортире" и "доктора послать". Тот самый заступник, "надежа и опора", который одним взглядом, двумя резкими фразами и двумя жестами всех унасекомил, равноудалил и выстроил по вертикали. Тут было все: заплетающаяся от волнения речь профсоюзного лидера и робкая надежда в его верноподданном взгляде; какие-то безымянные гнусные провокаторы, которым платили деньги, чтобы они препятствовали приезду премьера в Пикалево; обреченность в глазах небритого Олега Дерипаски, почувствовавшего на себя всю тяжесть социальной ответственности бизнеса; и уподобление местных чиновников тараканам, которые "забегали" только перед самым высочайшим визитом.

Олегу Дерипаске с совещания в Пикалево - прямая дорога в какой-нибудь роман в духе Золя или Бальзака. Это ж надо: год назад он был самым богатым человеком России и буквально купался в могуществе. И вот уже он сидит в мэрии в каком-то захолустье, и с ним - с ним, металлургическим магнатом мирового уровня! - обращаются как... в общем, крайне пренебрежительно обращаются. "Идите сюда", - и рукой этак подманивают, как пацана какого-то. "Подпишите договор", - и ручку на стол швыряют. А потом еще и "Ручку мою отдайте". И потом еще на бис, будто этого еще мало было: "Я хочу, чтобы тут стояла подпись Олега Владимировича. Передайте ему. Подпишите документ". А потом опять: "Чтоб в ближайшие день-два договор заключили. Олег Владимирович, слышите меня?" Да еще и во весь голос, при журналистах, что, мол, завод "превратили в помойку". Это что, он, Дерипаска, превратил?!

А местные - надо же! дождались барина! - крови требуют. "Взыскивать с собственников за ущерб от остановки предприятий"! Да что взыскивать, когда долгов больше, чем активов?! И слов-то каких нахватались - "социальная ответственность"!..

...И вот сидят они все, докладывают - и все, оказывается, были в курсе. Что предприятия не надо было разделять. Что они неэффективно управляются. Что внешняя конъюнктура неблагоприятная. Что все разом беднеют. Что катастрофа давно назревала. И рабочие группы какие-то были, и комиссии, и суды заседали, и даже решения какие-то выносили. А все равно пока Путин не приехал - так все и катилось само по себе.

Ну ладно, в этот раз разобрались. 60 миллионов рублей на погашение долгов по зарплате выделили. Кстати, не очень понятно, откуда они взялись: ВТБ вроде бы согласился кредитовать пикалевские предприятия, но речь шла о следующей неделе и (по данным "Ведомостей") о 250 миллионах, а деньги поступили вечером того же дня, когда состоялось совещание. Были ли это бюджетные средства? И означает ли это, что теперь сотрудникам любого частного предприятия будут платить зарплату из бюджета (то есть, на секундочку, из денег налогоплательщиков), если они ворвутся в мэрию и перекроют федеральную трассу?

Означает ли это, что ВТБ под бдительным присмотром Владимира Путина будет теперь давать деньги на реконструкцию любому частному предприятию, даже если оно убыточно, но социально значимо? А когда эти деньги кончатся - давать еще? Это, стало быть, и есть та самая социальная ответственность, о которой говорил Путин, а с его подачи - все, кому не лень?

И, стало быть, эти предприятия так и будут дальше работать в убыток, поскольку у рабочих "менталитет российский - не очень мобильный" (это слова председателя Федерации независимых профсоюзов Санкт-петербурга и Ленинградской области Владимира Дербина) и переезжать никуда они не собираются, а просто останавливать предприятия нельзя "ни по экономическим, ни по каким другим причинам" (это - председатель объединенного профсоюза пикалевских предприятий Светлана Антропова)?

Ну ладно, повторимся, в этот раз разобрались. Ситуация взорвалась - прилетел Путин, всем врезал - улетел под овации местных жителей. Есть еще такой моногород Тольятти (побольше Пикалева раз в тридцать) - так его тоже спасли от социального взрыва бюджетными вливаниями, да еще пошлинами на импортные иномарки, от которых весь Дальний Восток взвыл. Ну ладно, и с этими разобрались.

А с остальными-то чего делать будем?

< Назад в рубрику