Long live Kodachrome

"Цифра" убила легендарную пленку Kodak

Заправленная в фотокамеру пленка Kodachrome. Фото (c)AP

22 июня на 75 году жизни скончалась легенда - компания Kodak решила прекратить производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В последние годы массовый потребитель потерял к ней интерес, предпочтя более быструю, удобную и дешевую "цифру". Кризис также наложил свой отпечаток на решение компании - объем продаж Kodachrome не дотягивал даже до одного процента, поэтому ее производство было убыточным. Икона стала уделом горстки энтузиастов фотографии, которые оставались преданы своей любимой пленке несмотря ни на что. Полвека назад все было совсем иначе.

История создания Kodachrome не менее интересна, чем фотографии, снятые на нее. Однажды двое американских юношей Леопольд Маннес и Леопольд Годовски-младший увидели афишу фильма "Наш флот" (Our Navy), который был заявлен как цветной. В 1917 году характеристика "цветной" применительно к фильмам была весьма условной - в арсенале режиссеров была обычная черно-белая пленка, несколько светофильтров и краски с кисточкой. Молодым людям фильм не понравился - настолько ненатурально выглядели цвета на экране - и тогда они решили придумать свой метод создания цветных изображений.

Стоит отметить, что никто из них профессионально съемками не занимался - оба были музыкантами (Маннес - пианистом, а Годовски - скрипачом). Однако тяга к искусству в широком смысле этого слова оказалась настолько сильной, что им удалось создать новый способ получения цветных снимков. Для этого они сконструировали специальную камеру и проектор с тремя фильтрами: красным, синим и желтым. Один и тот же кадр снимался поочередно с каждым из этих фильтров, а затем так же проецировался. Получался цветной снимок - настоящий цветной снимок.

Справедливости ради надо упомянуть, что схожий способ использовал знаменитый русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, снимавший до революции. Но вряд ли трое пионеров цветного метода съемки знали о существовании друг друга - их патенты были зарегистрированы в разных странах - США и Германии.

Первое время изобретение Маннеса и Годовски не пользовалось популярностью - главная проблема была в том, что о нем практически никто не знал. Однако в 1924 году им удалось найти деньги для постройки лаборатории, которой через шесть лет заинтересовалась компания Eastman Kodak. К работе энтузиастов подключились профессионалы из Kodak - так совместными усилиями к 1933 году удалось разработать новый трехцветный эмульсионный процесс обработки кинопленки.

Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес
Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес

В то время на рынке кинопродукции доминировал аддитивный метод Autochrome (Автохром), придуманный братьями Люмьер. Проявка пленки по этому процессу была довольно трудоемким занятием, к тому же качество конечного продукта оставляло желать лучшего. Kodachrome был построен по другому принципу - субтрактивному. В трех эмульсионных слоях этой пленки не было цветных компонентов - по сути, это были три обычных черно-белых слоя, каждый из которых был чувствителен к красному, зеленому или синему свету. Обработка каждого слоя происходила отдельно, после чего на пленке проявлялось цветное изображение.

В начале 1935 года 16-миллиметровая пленка Kodachrome выходит на рынок. Через год к ней присоединяется 8-миллиметровая и наконец самая популярная - 35-миллиметровая. Для кинооператоров и фотографов это был настоящий подарок. Пленку сразу же полюбили за живые цвета, широкий диапазон и небольшое зерно. Кроме того, производитель утверждал, что Kodachrome необычайно долговечна - срок хранения кадра был заявлен столетний.

Правда, была небольшая загвоздка. Проявлять пленку дома было нельзя - требовалась специальная лаборатория. Поэтому первое время в стоимость пленки была включена стоимость проявки, а вместе с катушкой покупатель получал конверт, в котором должен был отправить отснятую пленку обратно в Kodak для проявки. Американские регуляторы были не в восторге от такой практики и в середине 1950-х обязали компанию дать разрешение независимым лабораториям использовать проявочное ноу-хау Kodak.

С этого момента популярность Kodachrome взлетела до небес. Никогда еще у фотолюбителей не было такой "вкусной" слайдовой пленки, способной передать цвета максимально похожими на те, что воспринимает человеческий глаз. На Kodachrome стали снимать шедевры и семейные фотографии. В честь нее был назван Национальный парк Бэйсин Кодакхром в американском штате Юта. Ей даже посвящали песни. Самой знаменитой из них стала композиция Пола Саймона, названная незамысловато - Kodachrome. "Она дает нам такие яркие цвета, она дает нам зелень лета, заставляет нас думать, что во всем мире солнечный день ... Я люблю фотографировать, поэтому, мама, не забирай у меня Kodachrome", - в эти строчки, пожалуй, вложена вся суть Kodachrome.

Пленка приглянулась даже железнодорожникам: все локомотивы на Южнотихоокеанской железной дороге Санта-Фе были выкрашены в желто-красно-черные цвета упаковки Kodachrome. Но, самое главное, - новинку признали профессионалы, которые и стали главными популяризаторами этой пленки. Самые известные цветные портреты Элвиса Пресли и Мэрлин Монро были сняты именно на нее. С Kodachrome работал знаменитый магнумовский фотограф Алекс Уэбб и другие мастера репортажной и пейзажной съемки.

Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP
Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP

Одна из самых значимых фотографий за всю историю человечества была снята именно на Kodachrome. В 1984 году американский фотожурналист Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами. Недолго думая, он сфотографировал ее - безымянную беженку, девочку со взглядом, пронизывающим насквозь. В 1985 "Афганская девочка" (именно такое неофициальное название получила фотография) появилась на обложке National Geographic. У войны в Афганистане появился свой символ. Kodachrome стала бессмертна.

Через 17 лет Маккарри отыскал Шарбат Гула (как выяснилось, именно так звали эту девочку) и сфотографировал вновь. Шарбат к этому моменту было не больше 30, но мир увидел в ней постаревшую женщину с потухшим, но от этого не менее выразительным взглядом. Как позже признался Маккарри, вторую фотографию он снял не на Kodachrome, а на Ektachrome E100VS. Кто знает, каким был бы этот портрет, сними он его на Kodachrome и стала бы "Афганская девочка" иконой аналоговой фотографии, если бы в камере Маккарри оказалась другая пленка?

Но не только фотографии прославили Kodachrome. Первоначально она разрабатывалась как кинопленка, причем доступная для любителей. Один из таких любителей - Абрахам Запрудер - сделал то, что не смогли сделать профессионалы. Он снял на видео убийство Джона Кеннеди, причем именно на 8-миллиметровую Kodachrome. 26-секундный фильм Запрудера, который должен был пополнить его семейный архив кадрами поездки президента США в Даллас, стал самым известным видеоизображением Джона Фицжеральда Кеннеди.

Пик популярности Kodachrome пришелся на 1950-1960-е годы. Она стала символом эпохи любви и свободы, ярких красок и новой музыки. В 1980-х спрос на пленку постепенно начал снижаться - сказались слишком сложный процесс ее обработки и появление последователей - пленок E100SW и E100VS. В 1990-х Kodachrome используют все меньше и меньше фотожурналистов, оставляя ее для любителей, которые могут себе позволить потратить время на ее проявку. С появлением цифровых камер производство этой пленки становится практически бессмысленным. Тем не менее, Kodak долгое время оттягивала прекращение выпуска Kodachrome, отдавая дань ее богатой истории и немногочисленным энтузиастам, которые вопреки нашествию "цифромыла" продолжали бороться за легенду.

Делать это становилось все тяжелее - найти Kodachrome можно было только в редких фотомагазинах, а возможность проявки осталась лишь у нескольких лабораторий. В последние годы такая лаборатория осталась вообще одна - Dwayne's Photo, расположенная в Канзасе.

Заявление Kodak, посвященное снятию с производства Kodachrome, пропитано горечью расставания с любимой пленкой: "Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Сегодня мы объявляем, что Kodak больше не будет производить Kodachrome, подводя черту под ее 74-летней жизнью. Это было тяжелое решение, учитывая ее богатую историю".

"Цифра" снова победила. Kodachrome умерла, но Kodachrome будет жить до тех пор, пока не исчезнет последняя снятая на нее фотография.

Обсудить
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Олег МихеевБанкрот-фронт
Как политики задолжали миллионы и вынуждены жить на 10 тысяч рублей в месяц
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
Забытые концепты: Volkswagen W12
История «народного» суперкара от Giugiaro в фотографиях
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды