Long live Kodachrome

"Цифра" убила легендарную пленку Kodak

Заправленная в фотокамеру пленка Kodachrome. Фото (c)AP

22 июня на 75 году жизни скончалась легенда - компания Kodak решила прекратить производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В последние годы массовый потребитель потерял к ней интерес, предпочтя более быструю, удобную и дешевую "цифру". Кризис также наложил свой отпечаток на решение компании - объем продаж Kodachrome не дотягивал даже до одного процента, поэтому ее производство было убыточным. Икона стала уделом горстки энтузиастов фотографии, которые оставались преданы своей любимой пленке несмотря ни на что. Полвека назад все было совсем иначе.

История создания Kodachrome не менее интересна, чем фотографии, снятые на нее. Однажды двое американских юношей Леопольд Маннес и Леопольд Годовски-младший увидели афишу фильма "Наш флот" (Our Navy), который был заявлен как цветной. В 1917 году характеристика "цветной" применительно к фильмам была весьма условной - в арсенале режиссеров была обычная черно-белая пленка, несколько светофильтров и краски с кисточкой. Молодым людям фильм не понравился - настолько ненатурально выглядели цвета на экране - и тогда они решили придумать свой метод создания цветных изображений.

Стоит отметить, что никто из них профессионально съемками не занимался - оба были музыкантами (Маннес - пианистом, а Годовски - скрипачом). Однако тяга к искусству в широком смысле этого слова оказалась настолько сильной, что им удалось создать новый способ получения цветных снимков. Для этого они сконструировали специальную камеру и проектор с тремя фильтрами: красным, синим и желтым. Один и тот же кадр снимался поочередно с каждым из этих фильтров, а затем так же проецировался. Получался цветной снимок - настоящий цветной снимок.

Справедливости ради надо упомянуть, что схожий способ использовал знаменитый русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, снимавший до революции. Но вряд ли трое пионеров цветного метода съемки знали о существовании друг друга - их патенты были зарегистрированы в разных странах - США и Германии.

Первое время изобретение Маннеса и Годовски не пользовалось популярностью - главная проблема была в том, что о нем практически никто не знал. Однако в 1924 году им удалось найти деньги для постройки лаборатории, которой через шесть лет заинтересовалась компания Eastman Kodak. К работе энтузиастов подключились профессионалы из Kodak - так совместными усилиями к 1933 году удалось разработать новый трехцветный эмульсионный процесс обработки кинопленки.

Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес
Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес

В то время на рынке кинопродукции доминировал аддитивный метод Autochrome (Автохром), придуманный братьями Люмьер. Проявка пленки по этому процессу была довольно трудоемким занятием, к тому же качество конечного продукта оставляло желать лучшего. Kodachrome был построен по другому принципу - субтрактивному. В трех эмульсионных слоях этой пленки не было цветных компонентов - по сути, это были три обычных черно-белых слоя, каждый из которых был чувствителен к красному, зеленому или синему свету. Обработка каждого слоя происходила отдельно, после чего на пленке проявлялось цветное изображение.

В начале 1935 года 16-миллиметровая пленка Kodachrome выходит на рынок. Через год к ней присоединяется 8-миллиметровая и наконец самая популярная - 35-миллиметровая. Для кинооператоров и фотографов это был настоящий подарок. Пленку сразу же полюбили за живые цвета, широкий диапазон и небольшое зерно. Кроме того, производитель утверждал, что Kodachrome необычайно долговечна - срок хранения кадра был заявлен столетний.

Правда, была небольшая загвоздка. Проявлять пленку дома было нельзя - требовалась специальная лаборатория. Поэтому первое время в стоимость пленки была включена стоимость проявки, а вместе с катушкой покупатель получал конверт, в котором должен был отправить отснятую пленку обратно в Kodak для проявки. Американские регуляторы были не в восторге от такой практики и в середине 1950-х обязали компанию дать разрешение независимым лабораториям использовать проявочное ноу-хау Kodak.

С этого момента популярность Kodachrome взлетела до небес. Никогда еще у фотолюбителей не было такой "вкусной" слайдовой пленки, способной передать цвета максимально похожими на те, что воспринимает человеческий глаз. На Kodachrome стали снимать шедевры и семейные фотографии. В честь нее был назван Национальный парк Бэйсин Кодакхром в американском штате Юта. Ей даже посвящали песни. Самой знаменитой из них стала композиция Пола Саймона, названная незамысловато - Kodachrome. "Она дает нам такие яркие цвета, она дает нам зелень лета, заставляет нас думать, что во всем мире солнечный день ... Я люблю фотографировать, поэтому, мама, не забирай у меня Kodachrome", - в эти строчки, пожалуй, вложена вся суть Kodachrome.

Пленка приглянулась даже железнодорожникам: все локомотивы на Южнотихоокеанской железной дороге Санта-Фе были выкрашены в желто-красно-черные цвета упаковки Kodachrome. Но, самое главное, - новинку признали профессионалы, которые и стали главными популяризаторами этой пленки. Самые известные цветные портреты Элвиса Пресли и Мэрлин Монро были сняты именно на нее. С Kodachrome работал знаменитый магнумовский фотограф Алекс Уэбб и другие мастера репортажной и пейзажной съемки.

Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP
Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP

Одна из самых значимых фотографий за всю историю человечества была снята именно на Kodachrome. В 1984 году американский фотожурналист Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами. Недолго думая, он сфотографировал ее - безымянную беженку, девочку со взглядом, пронизывающим насквозь. В 1985 "Афганская девочка" (именно такое неофициальное название получила фотография) появилась на обложке National Geographic. У войны в Афганистане появился свой символ. Kodachrome стала бессмертна.

Через 17 лет Маккарри отыскал Шарбат Гула (как выяснилось, именно так звали эту девочку) и сфотографировал вновь. Шарбат к этому моменту было не больше 30, но мир увидел в ней постаревшую женщину с потухшим, но от этого не менее выразительным взглядом. Как позже признался Маккарри, вторую фотографию он снял не на Kodachrome, а на Ektachrome E100VS. Кто знает, каким был бы этот портрет, сними он его на Kodachrome и стала бы "Афганская девочка" иконой аналоговой фотографии, если бы в камере Маккарри оказалась другая пленка?

Но не только фотографии прославили Kodachrome. Первоначально она разрабатывалась как кинопленка, причем доступная для любителей. Один из таких любителей - Абрахам Запрудер - сделал то, что не смогли сделать профессионалы. Он снял на видео убийство Джона Кеннеди, причем именно на 8-миллиметровую Kodachrome. 26-секундный фильм Запрудера, который должен был пополнить его семейный архив кадрами поездки президента США в Даллас, стал самым известным видеоизображением Джона Фицжеральда Кеннеди.

Пик популярности Kodachrome пришелся на 1950-1960-е годы. Она стала символом эпохи любви и свободы, ярких красок и новой музыки. В 1980-х спрос на пленку постепенно начал снижаться - сказались слишком сложный процесс ее обработки и появление последователей - пленок E100SW и E100VS. В 1990-х Kodachrome используют все меньше и меньше фотожурналистов, оставляя ее для любителей, которые могут себе позволить потратить время на ее проявку. С появлением цифровых камер производство этой пленки становится практически бессмысленным. Тем не менее, Kodak долгое время оттягивала прекращение выпуска Kodachrome, отдавая дань ее богатой истории и немногочисленным энтузиастам, которые вопреки нашествию "цифромыла" продолжали бороться за легенду.

Делать это становилось все тяжелее - найти Kodachrome можно было только в редких фотомагазинах, а возможность проявки осталась лишь у нескольких лабораторий. В последние годы такая лаборатория осталась вообще одна - Dwayne's Photo, расположенная в Канзасе.

Заявление Kodak, посвященное снятию с производства Kodachrome, пропитано горечью расставания с любимой пленкой: "Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Сегодня мы объявляем, что Kodak больше не будет производить Kodachrome, подводя черту под ее 74-летней жизнью. Это было тяжелое решение, учитывая ее богатую историю".

"Цифра" снова победила. Kodachrome умерла, но Kodachrome будет жить до тех пор, пока не исчезнет последняя снятая на нее фотография.

подписатьсяОбсудить
00:03 Сегодня
The Second of May 1808: The Charge of the Mamluks by Francisco de Goya (1814)

Янычары против султанов

Почему на Ближнем Востоке военные становятся политической оппозицией
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Адские гончие
Как человека жестоко убивают обитающие в организме пузырьки
Турецкий бардак
Тайны и прелести Османской империи: фески, котики и шаурма
Еще нарожают
Зачем персидская знать торговала телами своих жен
Крыша поехала
Какие возможности скрывает в себе человеческий мозг
The Lady Vanishes'  - Sally Stewart, Margaret Lockwood,       
Alfred Hitchcock and Googie Withers
An English girl on a train from Switzerland befriends an old woman. But when the woman disappears, her fellow passengers deny ever having seen her.
«Он всегда утверждал, что в их браке нет секса»
Жизнь Альфреда Хичкока и Альмы Ревиль в изложении Питера Акройда
Стар? Супер!
Артисты, для которых возраст не имеет значения
«Явись же в наготе моим очам»
Генрих VIII и Анна Болейн, фавориты Елизаветы I в поэзии XVI-XVII веков
Девушки с планеты Земля
Кинопремьеры недели от «Светской жизни» до «Стартрека 3»
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей