Long live Kodachrome

"Цифра" убила легендарную пленку Kodak

Заправленная в фотокамеру пленка Kodachrome. Фото (c)AP

22 июня на 75 году жизни скончалась легенда - компания Kodak решила прекратить производство своей знаменитой пленки Kodachrome. В последние годы массовый потребитель потерял к ней интерес, предпочтя более быструю, удобную и дешевую "цифру". Кризис также наложил свой отпечаток на решение компании - объем продаж Kodachrome не дотягивал даже до одного процента, поэтому ее производство было убыточным. Икона стала уделом горстки энтузиастов фотографии, которые оставались преданы своей любимой пленке несмотря ни на что. Полвека назад все было совсем иначе.

История создания Kodachrome не менее интересна, чем фотографии, снятые на нее. Однажды двое американских юношей Леопольд Маннес и Леопольд Годовски-младший увидели афишу фильма "Наш флот" (Our Navy), который был заявлен как цветной. В 1917 году характеристика "цветной" применительно к фильмам была весьма условной - в арсенале режиссеров была обычная черно-белая пленка, несколько светофильтров и краски с кисточкой. Молодым людям фильм не понравился - настолько ненатурально выглядели цвета на экране - и тогда они решили придумать свой метод создания цветных изображений.

Стоит отметить, что никто из них профессионально съемками не занимался - оба были музыкантами (Маннес - пианистом, а Годовски - скрипачом). Однако тяга к искусству в широком смысле этого слова оказалась настолько сильной, что им удалось создать новый способ получения цветных снимков. Для этого они сконструировали специальную камеру и проектор с тремя фильтрами: красным, синим и желтым. Один и тот же кадр снимался поочередно с каждым из этих фильтров, а затем так же проецировался. Получался цветной снимок - настоящий цветной снимок.

Справедливости ради надо упомянуть, что схожий способ использовал знаменитый русский фотограф Сергей Прокудин-Горский, снимавший до революции. Но вряд ли трое пионеров цветного метода съемки знали о существовании друг друга - их патенты были зарегистрированы в разных странах - США и Германии.

Первое время изобретение Маннеса и Годовски не пользовалось популярностью - главная проблема была в том, что о нем практически никто не знал. Однако в 1924 году им удалось найти деньги для постройки лаборатории, которой через шесть лет заинтересовалась компания Eastman Kodak. К работе энтузиастов подключились профессионалы из Kodak - так совместными усилиями к 1933 году удалось разработать новый трехцветный эмульсионный процесс обработки кинопленки.

Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес
Леопольд Годовски-младший и Леопольд Маннес

В то время на рынке кинопродукции доминировал аддитивный метод Autochrome (Автохром), придуманный братьями Люмьер. Проявка пленки по этому процессу была довольно трудоемким занятием, к тому же качество конечного продукта оставляло желать лучшего. Kodachrome был построен по другому принципу - субтрактивному. В трех эмульсионных слоях этой пленки не было цветных компонентов - по сути, это были три обычных черно-белых слоя, каждый из которых был чувствителен к красному, зеленому или синему свету. Обработка каждого слоя происходила отдельно, после чего на пленке проявлялось цветное изображение.

В начале 1935 года 16-миллиметровая пленка Kodachrome выходит на рынок. Через год к ней присоединяется 8-миллиметровая и наконец самая популярная - 35-миллиметровая. Для кинооператоров и фотографов это был настоящий подарок. Пленку сразу же полюбили за живые цвета, широкий диапазон и небольшое зерно. Кроме того, производитель утверждал, что Kodachrome необычайно долговечна - срок хранения кадра был заявлен столетний.

Правда, была небольшая загвоздка. Проявлять пленку дома было нельзя - требовалась специальная лаборатория. Поэтому первое время в стоимость пленки была включена стоимость проявки, а вместе с катушкой покупатель получал конверт, в котором должен был отправить отснятую пленку обратно в Kodak для проявки. Американские регуляторы были не в восторге от такой практики и в середине 1950-х обязали компанию дать разрешение независимым лабораториям использовать проявочное ноу-хау Kodak.

С этого момента популярность Kodachrome взлетела до небес. Никогда еще у фотолюбителей не было такой "вкусной" слайдовой пленки, способной передать цвета максимально похожими на те, что воспринимает человеческий глаз. На Kodachrome стали снимать шедевры и семейные фотографии. В честь нее был назван Национальный парк Бэйсин Кодакхром в американском штате Юта. Ей даже посвящали песни. Самой знаменитой из них стала композиция Пола Саймона, названная незамысловато - Kodachrome. "Она дает нам такие яркие цвета, она дает нам зелень лета, заставляет нас думать, что во всем мире солнечный день ... Я люблю фотографировать, поэтому, мама, не забирай у меня Kodachrome", - в эти строчки, пожалуй, вложена вся суть Kodachrome.

Пленка приглянулась даже железнодорожникам: все локомотивы на Южнотихоокеанской железной дороге Санта-Фе были выкрашены в желто-красно-черные цвета упаковки Kodachrome. Но, самое главное, - новинку признали профессионалы, которые и стали главными популяризаторами этой пленки. Самые известные цветные портреты Элвиса Пресли и Мэрлин Монро были сняты именно на нее. С Kodachrome работал знаменитый магнумовский фотограф Алекс Уэбб и другие мастера репортажной и пейзажной съемки.

Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP
Портрет афганской девушки работы Стива Маккарри, снятый на пленку Kodachrome (выставка в Китае). Фото (c)AFP

Одна из самых значимых фотографий за всю историю человечества была снята именно на Kodachrome. В 1984 году американский фотожурналист Стив Маккарри отправился в пакистанский лагерь для беженцев, скрывавшихся от ужасов войны в Афганистане. Там он встретил 13-летнюю девочку с необычайно выразительным глазами. Недолго думая, он сфотографировал ее - безымянную беженку, девочку со взглядом, пронизывающим насквозь. В 1985 "Афганская девочка" (именно такое неофициальное название получила фотография) появилась на обложке National Geographic. У войны в Афганистане появился свой символ. Kodachrome стала бессмертна.

Через 17 лет Маккарри отыскал Шарбат Гула (как выяснилось, именно так звали эту девочку) и сфотографировал вновь. Шарбат к этому моменту было не больше 30, но мир увидел в ней постаревшую женщину с потухшим, но от этого не менее выразительным взглядом. Как позже признался Маккарри, вторую фотографию он снял не на Kodachrome, а на Ektachrome E100VS. Кто знает, каким был бы этот портрет, сними он его на Kodachrome и стала бы "Афганская девочка" иконой аналоговой фотографии, если бы в камере Маккарри оказалась другая пленка?

Но не только фотографии прославили Kodachrome. Первоначально она разрабатывалась как кинопленка, причем доступная для любителей. Один из таких любителей - Абрахам Запрудер - сделал то, что не смогли сделать профессионалы. Он снял на видео убийство Джона Кеннеди, причем именно на 8-миллиметровую Kodachrome. 26-секундный фильм Запрудера, который должен был пополнить его семейный архив кадрами поездки президента США в Даллас, стал самым известным видеоизображением Джона Фицжеральда Кеннеди.

Пик популярности Kodachrome пришелся на 1950-1960-е годы. Она стала символом эпохи любви и свободы, ярких красок и новой музыки. В 1980-х спрос на пленку постепенно начал снижаться - сказались слишком сложный процесс ее обработки и появление последователей - пленок E100SW и E100VS. В 1990-х Kodachrome используют все меньше и меньше фотожурналистов, оставляя ее для любителей, которые могут себе позволить потратить время на ее проявку. С появлением цифровых камер производство этой пленки становится практически бессмысленным. Тем не менее, Kodak долгое время оттягивала прекращение выпуска Kodachrome, отдавая дань ее богатой истории и немногочисленным энтузиастам, которые вопреки нашествию "цифромыла" продолжали бороться за легенду.

Делать это становилось все тяжелее - найти Kodachrome можно было только в редких фотомагазинах, а возможность проявки осталась лишь у нескольких лабораторий. В последние годы такая лаборатория осталась вообще одна - Dwayne's Photo, расположенная в Канзасе.

Заявление Kodak, посвященное снятию с производства Kodachrome, пропитано горечью расставания с любимой пленкой: "Говорят, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. Сегодня мы объявляем, что Kodak больше не будет производить Kodachrome, подводя черту под ее 74-летней жизнью. Это было тяжелое решение, учитывая ее богатую историю".

"Цифра" снова победила. Kodachrome умерла, но Kodachrome будет жить до тех пор, пока не исчезнет последняя снятая на нее фотография.

подписатьсяОбсудить
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
2944783 26.09.2016 Игроки ПФК ЦСКА Сергей Игнашевич и Роман Ерёменко (слева направо) во время открытой тренировки в преддверии матча группового этапа Лиги чемпионов против ФК "Тоттенхэм" на стадионе "Арена ЦСКА" в Москве. Владимир Песня/РИА НовостиСтрашный Сон Акинфеева
Гол корейского форварда «Тоттенхэма» принес англичанам победу над ЦСКА
Финал Кубка мира. Канада — Европа. Видеотрансляция «Ленты.ру»
Первый матч в серии до двух побед
«Овечкин — одинокий волк сборной России»
Олимпийский чемпион подвел итог выступления национальной команды на Кубке мира
Александр ШпрыгинИндейская резервация
За что глава ВОБ Александр Шпрыгин лишился членства в РФС и машины
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США