MySpace, одна из крупнейших социальных сетей в мире, уходит из России. По неофициальным данным, 30 июня станет последним днем работы российского отделения. Причины закрытия не объясняются, но, вероятно, одним MySpace Russia дело не ограничится.
О том, что MySpace Russia скоро не станет, сообщили сразу несколько блогеров, причем в одном из дневников со ссылкой на осведомленные источники говорилось, что все офисы, кроме находящихся в США, Великобритании и, возможно, Германии - закрывают. Из 24 представительств оставят 3.
Блогеры буквально на пару часов обогнали The Wall Street Journal, который показал гораздо более грустную картину. Оказывается, MySpace намерен сократить две трети всех работающих за рубежом сотрудников, оставив на весь мир всего 150 человек. Остальные, по мнению руководства социальной сети, не вписывались в изменившиеся экономические условия.
Точно оценить эффективность работы российского представительства непросто, однако большого успеха оно не добилось. Запустившись в январе 2008 года, MySpace Russia летом прошлого года заключил с IMHO VI контракт на продажу баннерной рекламы и только в ноябре официально открылся.
В 2009 году MySpace Russia рассчитывал заработать 5-6 миллионов долларов и набрать миллион пользователей. К концу 2008 года их было всего полмиллиона - в пятьдесят, а то и шестьдесят раз меньше, чем в "Одноклассниках" или, например, "В контакте". В MySpace Russia тогда работало всего восемь человек. Они собирались нанять еще столько же и искали хорошего бухгалтера.
В MySpace обтекаемо говорят, что местные представительства могут "реструктурировать". В число названных стран попала и Россия - скорее всего, многие другие отделения постигнет таже участь. В списке - филиалы во Франции, Канаде, Италии, Испании, Швеции и других стран.
Догадаться о том, что у MySpace дела идут не блестяще, можно было еще несколько месяцев назад. Аналитики eMarketer прогнозировали, что в четвертом квартале 2008 года выручка MySpace составит 160 миллионов долларов. Вместо этого социальная сеть выручила всего 25 миллионов.
К этому времени MySpace по общей аудитории уже уступал другой сети, Facebook. В середине июня Facebook обогнал MySpace и на американском рынке, где традиционно лидировала ужимающаяся сейчас сеть.
Примерно тогда же было объявлено о сокращении 30 процентов сотрудников - рабочих мест должны были лишиться примерно 420 человек. Теперешняя "реструктуризация" - это уже новая волна сокращений.
В качестве причины массовых увольнений можно назвать кризис. Однако дело может обстоять вовсе не так просто. Сразу несколько исследований показывает - половина пользователей социальных сетей не замечает размещенной в них рекламы.
Многие рекламодатели уже связали сравнительно низкую эффективность и демпинговые цены на размещение в таких сетях. В целом на социальные сети приходится всего пять процентов интернет-рекламы - слишком мало, чтобы иметь запас прочности.
Особенно это касается рынков, где крупные сети, такие как Facebook и MySpace, еще не успели закрепиться. Судя по апрельским данным ComScore, российский Facebook очень похож на российский же MySpace. На нем зарегистрировано полмиллиона пользователей, что в 67 раз меньше похожей на него сети "В контакте".
Среди соцсетей Рунета Facebook занимает лишь седьмое место. Это исключительная ситуация, потому что во всех европейских странах, кроме Германии и Португалии он лидирует по объему аудитории.
Единственным отличием Facebook от MySpace Russia являются 200 миллионов долларов, вложенных в социальную сеть фондом DST Юрия Мильнера в обмен на небольшой пакет акций.
Имея в кармане такую сумму, в Facebook попытаются обойтись без увольнений.