В конце прошлой недели министр обороны Франции Эрве Морен анонсировал подписание контракта с судостроительной корпорацией DCNS на производство второй атомной подводной лодки типа Barracuda. Программа строительства многоцелевых субмарин сегодня является одной из приоритетных для французского флота, поскольку в перспективе они должны сменить первые аналогичные подлодки проекта Rubis, произведенные в 1976-1993 годах. "Барракуды" будут отличаться малозаметностью, современным вооружением и обойдутся бюджету страны сравнительно недорого.
Субмарины проекта Rubis, разработанные в 1970-е годы, стали первыми многоцелевыми атомными подлодками французского флота. В свое время они сумели отличиться двумя интересными показателями. Во-первых, Rubis называют самыми малогабаритными атомными подлодками в мире (их полное водоизмещение составляло около 2600 тонн), а во-вторых, шесть субмарин обошлись французской казне всего в 2,1 миллиарда долларов. Для сравнения, примерно столько же стоила одна американская подлодка типа Seawolf.
Подлодки Rubis, экипаж каждой из которых состоит из 66 человек, также известны благодаря комфортным условиям на борту, которые удалось создать конструкторам, несмотря на рекордно малые размеры корпуса. В частности, каждый матрос получил собственную койку, а расположенная отдельно от кубриков столовая используется как помещение для коллективного отдыха и общения. Кроме этого, на субмаринах установлены опреснительные установки, позволяющие не ограничивать расход воды.
Тем не менее, первые подлодки Rubis вызывали нарекания из-за высокого уровня шума, потому последние две субмарины этой серии были построены уже по проекту Amethyste (AMElioration Tactique HYdrodynamique Silence Transmission Ecoute). Они отличались большими размерами, измененной формой, усовершенствованной электроникой и другими компонентами, а также создавались с использованием звукоизолирующих материалов. В 1989-1995 годах аналогичные изменения были внесены и в конструкцию первых четырех субмарин.
Разработчик французских многоцелевых подлодок нового поколения - национальная корпорация DCNS - пока не спешит подробно раскрывать их технические особенности. Согласно официальной информации, они будут отличаться еще меньшим уровнем заметности, но при этом еще большими размерами. Длина одной "Барракуды" будет составлять около 99 метров (против 73,6 метра у Rubis), а водоизмещение - около 4700 тонн.
Подлодка сможет погружаться на глубину до 350 метров и развивать скорость до 25 узлов. При этом экипаж субмарины будет несколько меньше, чем у предшественницы - 60 человек, а стоимость эксплуатации, по сравнению с АПЛ Rubis, должна снизиться примерно на 30 процентов.
Французский флот намерен использовать новые подлодки для выполнения самых разнообразных задач - разведки, минирования, ведения боевых действий против надводных кораблей и наземных целей, а также доставки спецназа (в специальных модулях, прикрепляемых к субмаринам, субмарины смогут нести до 12 бойцов со снаряжением). В качестве вооружения АПЛ будут использоваться перспективные тяжелые торпеды F21 Artemis, противокорабельные ракеты SM39 Exocet, а также новые крылатые ракеты Scalp Naval.
Про торпеды F21 Artemis, разработкой которых занимается DCNS, также пока известно немного. По данным производителя, за основу этого вооружения взяты торпеды IF21 Black Shark, способные поражать цели на дальности до 50 километров и развивать скорость до 50 узлов. Они стоят на вооружении Франции, Италии и Чили. Согласно контракту между DCNS и военным ведомством Франции, корпорация планирует выпустить сто новых торпед Artemis, которые будут использоваться для проведения испытаний.
Основным типом российских многоцелевых атомных подводных лодок являются АПЛ проекта 971 "Щука-Б", построенные с 1983 по 1991 годы. С 1993 года РФ начала создание субмарин нового поколения проекта 885 "Ясень". Первая из них, АПЛ "Северодвинск", до сих пор не сдана флоту. Это событие запланировано на 2010 год, а 24 июля 2009 года на заводе "Севмаш" планируют заложить еще одну субмарину проекта "Казань". АПЛ типа "Ясень" имеют подводное водоизмещение около 13800 тонн и будут вооружены различными типами ракет, включая малозаметные крылатые ракеты повышенной дальности.
Противокорабельные крылатые ракеты типа Exocet стоят на вооружении французского флота с 1970-х годов и уже экспортировались более чем в тридцать государств. Они оснащаются 165-килограммовыми боеголовками и могут поражать цели на расстоянии до 50 километров, развивая скорость до 309 метров в секунду. Помимо подводных, также существуют аналоги наземного и воздушного базирования.
Крылатые ракеты Scalp Naval, которые будут способны поражать наземные цели на расстоянии до 1000 километров, также пока находятся на стадии разработки. В 2006 году французское военное ведомство выделило компании MBDA 910 миллионов евро на разработку и производство Scalp Naval. Ими планируется вооружить не только подлодки АПЛ Barracuda, но и многоцелевые фрегаты типа FREMM. Начало поставок ракет, по разным данным, намечено на 2012-2013 годы.
Стоимость шести субмарин нового поколения, которые поэтапно сменят подводные лодки Rubis на вооружении французских военно-морских сил, сравнительно невелика, хотя и существенно больше, чем цена предшественниц. Партия из шести субмарин будет стоить около 7,9 миллиарда евро. Все они должны получить имена французских флотоводцев и полководцев.
Первая АПЛ Barracuda была заложена на верфи DCNS в Шербуре сравнительно недавно - в конце декабря 2007 года. Она носит название "Сюффрен" в честь французского флотоводца XVIII века Пьера Андре де Сюффрена де Сен-Тропеза. В конце 2008 года концерн DCNS объявил о намерении приступить к завершающему этапу строительства субмарины. Планируется, что она будет принята на вооружение ВМС Франции в 2017 году. Вторая подлодка, точные сроки закладки которой пока не называют, должна поступить в боевой состав флота в 2019 году. Затем французы намерены выпускать по одной субмарине каждые два года.