Магистр танца

Умерла Пина Бауш

Пина Бауш. Архивное фото (c)AFP

Кончина Пины Бауш, виртуозного хореографа и идеолога современного танца, оказалась полной неожиданностью для ее почитателей. Считанные дни назад стало известно, что она больна раком, и вот уже смерть унесла ее. Как всегда и бывает, остались невыполненными большие планы, в том числе какой-то сверхсовременный кинопроект с Вимом Вендерсом, съемки его должны были начаться в сентябре.

Пина (Филиппина) Бауш родилась в Золингене в 1940 году. Танцевать она начала рано и уже в 1955-м приступила к учебе на факультете балета в эссенской высшей школе искусств "Фолькванг". Ее учил танцу Курт Йосс, блестящий представитель немецкого экспрессионизма, близко познакомивший с ним Великобританию. Вторым ментором Бауш стал Энтони Тюдор, британский хореограф, осевший в Америке. С Тюдором она познакомилась уже в Нью-Йорке, куда приехала в 18 лет, чтобы продолжить учебу в консерватории Джуллиард. Новый наставник Пины привел ее в труппу Метрополитен-опера и ввел в круги хореографов, занимавшихся современным танцем. Наученная всему - и классике, и авангарду, Бауш в 1962-м вернулась в Европу, чтобы продолжить работу с Йоссом.

Через 11 лет она стала хозяйкой театра танца в Вуппертале, сделав этот промышленный город центром притяжения балетоманов. Уже в 1975-м, то есть спустя два года после учреждения труппы, она поразила видавших виды зрителей "Весной священной". Помимо неожиданного формального приема - вся сцена была засыпана землей, в которую в изнеможении валились танцоры - спектакль изумлял невиданной пластикой и энергией. В другой ее знаменитой постановке - "Кафе Мюллер" - она сама как сомнамбула натыкалась на столики и стулья возникающего в ее памяти заведения, которое держали ее родители.

Для постановок Пины Бауш иногда требовались странные вещи: потоки воды ("Нефес"), горы цветов ( "Гвоздики") или яблоки ("Палермо Палермо"). Но нужнее всего, конечно, были танцоры, от которых она просила не только идеальной чистоты и точности движений, но и драматического проявления эмоций. Она формулировала свое кредо хореографа парадоксально: "Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими". Каждое движение в ее спектакле не только должно было иметь законченный смысл, но и апеллировать к зрителю. Бауш очень хорошо знала, как держать аудиторию, и часто говорила, что обязательно ставит себя на место своих гостей: так она вышелушивала скуку формального танца. Ее спектакли заставляли изумляться не только подготовленную аудиторию (в Великобритании и США билеты на спектакли Pina Bausch Tanztheater Wuppertal выкупали за месяцы до приезда труппы), но и свежих зрителей.

Пина Бауш мастерски умела переворачивать представления о красоте. Еще в 1978-м она поставила спектакль "Kontakthof", в котором были заняты танцовщики от 58 до 77 лет. Работа получилась не только тактичная, но и впечатляющая: пожилые артисты не уступали молодым в эмоциональности и технике и даже превосходили их в отточенности. За три десятка лет, что "Kontakthof" идет на сцене, постановка не утратила свежести и силы. Как хореограф Бауш была очень открыта: ей интересны были постановки о Турции ("Нефес"), Индии ("Бамбуковый блюз"), Португалии ("Мазурка Фого"). Она не имитировала чужую технику, а вплавляла ее приемы в свою, завораживая зрителя этой амальгамой.

Собственная пластичность Бауш была настолько своеобразна, что соблазняла кинорежиссеров. Ее снял у себя Федерико Феллини в "И корабль плывет", ее ввел в фильм "Поговори с ней" Педро Альмодовар. Очень жалко, что ее совместный с Вендерсом проект останется только проектом.

Москвичам повезло: Пина Бауш приезжала в столицу несколько раз, показав "Весну священную", "Гвоздики", "Кафе Мюллер", "Мойщика окон" и "Мазурку Фого". Она умерла накануне визита на Чеховский фестиваль, куда собиралась привезти "Семь смертных грехов" Бертольта Брехта. Оргкомитет фестиваля на днях отменил пресс-конференцию с Бауш, объяснив, что она заболела. Как оказалось, Пина Бауш осталась в Вуппертале навсегда.

Обсудить
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
Дэвид Алмонд«Вырасти — это понять, что родители были неправы»
Дэвид Алмонд о том, как опасно быть взрослым
Гудбай, Берлин
Десять лучших фильмов главного фестиваля зимы
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды