Магистр танца

Умерла Пина Бауш

Пина Бауш. Архивное фото (c)AFP

Кончина Пины Бауш, виртуозного хореографа и идеолога современного танца, оказалась полной неожиданностью для ее почитателей. Считанные дни назад стало известно, что она больна раком, и вот уже смерть унесла ее. Как всегда и бывает, остались невыполненными большие планы, в том числе какой-то сверхсовременный кинопроект с Вимом Вендерсом, съемки его должны были начаться в сентябре.

Пина (Филиппина) Бауш родилась в Золингене в 1940 году. Танцевать она начала рано и уже в 1955-м приступила к учебе на факультете балета в эссенской высшей школе искусств "Фолькванг". Ее учил танцу Курт Йосс, блестящий представитель немецкого экспрессионизма, близко познакомивший с ним Великобританию. Вторым ментором Бауш стал Энтони Тюдор, британский хореограф, осевший в Америке. С Тюдором она познакомилась уже в Нью-Йорке, куда приехала в 18 лет, чтобы продолжить учебу в консерватории Джуллиард. Новый наставник Пины привел ее в труппу Метрополитен-опера и ввел в круги хореографов, занимавшихся современным танцем. Наученная всему - и классике, и авангарду, Бауш в 1962-м вернулась в Европу, чтобы продолжить работу с Йоссом.

Через 11 лет она стала хозяйкой театра танца в Вуппертале, сделав этот промышленный город центром притяжения балетоманов. Уже в 1975-м, то есть спустя два года после учреждения труппы, она поразила видавших виды зрителей "Весной священной". Помимо неожиданного формального приема - вся сцена была засыпана землей, в которую в изнеможении валились танцоры - спектакль изумлял невиданной пластикой и энергией. В другой ее знаменитой постановке - "Кафе Мюллер" - она сама как сомнамбула натыкалась на столики и стулья возникающего в ее памяти заведения, которое держали ее родители.

Для постановок Пины Бауш иногда требовались странные вещи: потоки воды ("Нефес"), горы цветов ( "Гвоздики") или яблоки ("Палермо Палермо"). Но нужнее всего, конечно, были танцоры, от которых она просила не только идеальной чистоты и точности движений, но и драматического проявления эмоций. Она формулировала свое кредо хореографа парадоксально: "Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими". Каждое движение в ее спектакле не только должно было иметь законченный смысл, но и апеллировать к зрителю. Бауш очень хорошо знала, как держать аудиторию, и часто говорила, что обязательно ставит себя на место своих гостей: так она вышелушивала скуку формального танца. Ее спектакли заставляли изумляться не только подготовленную аудиторию (в Великобритании и США билеты на спектакли Pina Bausch Tanztheater Wuppertal выкупали за месяцы до приезда труппы), но и свежих зрителей.

Пина Бауш мастерски умела переворачивать представления о красоте. Еще в 1978-м она поставила спектакль "Kontakthof", в котором были заняты танцовщики от 58 до 77 лет. Работа получилась не только тактичная, но и впечатляющая: пожилые артисты не уступали молодым в эмоциональности и технике и даже превосходили их в отточенности. За три десятка лет, что "Kontakthof" идет на сцене, постановка не утратила свежести и силы. Как хореограф Бауш была очень открыта: ей интересны были постановки о Турции ("Нефес"), Индии ("Бамбуковый блюз"), Португалии ("Мазурка Фого"). Она не имитировала чужую технику, а вплавляла ее приемы в свою, завораживая зрителя этой амальгамой.

Собственная пластичность Бауш была настолько своеобразна, что соблазняла кинорежиссеров. Ее снял у себя Федерико Феллини в "И корабль плывет", ее ввел в фильм "Поговори с ней" Педро Альмодовар. Очень жалко, что ее совместный с Вендерсом проект останется только проектом.

Москвичам повезло: Пина Бауш приезжала в столицу несколько раз, показав "Весну священную", "Гвоздики", "Кафе Мюллер", "Мойщика окон" и "Мазурку Фого". Она умерла накануне визита на Чеховский фестиваль, куда собиралась привезти "Семь смертных грехов" Бертольта Брехта. Оргкомитет фестиваля на днях отменил пресс-конференцию с Бауш, объяснив, что она заболела. Как оказалось, Пина Бауш осталась в Вуппертале навсегда.

Обсудить
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Ангела Меркель и Дональд ТрампМайн либер фройнд
США и ФРГ остаются близкими партнерами, несмотря на неприязнь между их лидерами
People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности