Хотите видеть только хорошие новости?

Магистр танца

Умерла Пина Бауш

Пина Бауш. Архивное фото (c)AFP

Кончина Пины Бауш, виртуозного хореографа и идеолога современного танца, оказалась полной неожиданностью для ее почитателей. Считанные дни назад стало известно, что она больна раком, и вот уже смерть унесла ее. Как всегда и бывает, остались невыполненными большие планы, в том числе какой-то сверхсовременный кинопроект с Вимом Вендерсом, съемки его должны были начаться в сентябре.

Пина (Филиппина) Бауш родилась в Золингене в 1940 году. Танцевать она начала рано и уже в 1955-м приступила к учебе на факультете балета в эссенской высшей школе искусств "Фолькванг". Ее учил танцу Курт Йосс, блестящий представитель немецкого экспрессионизма, близко познакомивший с ним Великобританию. Вторым ментором Бауш стал Энтони Тюдор, британский хореограф, осевший в Америке. С Тюдором она познакомилась уже в Нью-Йорке, куда приехала в 18 лет, чтобы продолжить учебу в консерватории Джуллиард. Новый наставник Пины привел ее в труппу Метрополитен-опера и ввел в круги хореографов, занимавшихся современным танцем. Наученная всему - и классике, и авангарду, Бауш в 1962-м вернулась в Европу, чтобы продолжить работу с Йоссом.

Через 11 лет она стала хозяйкой театра танца в Вуппертале, сделав этот промышленный город центром притяжения балетоманов. Уже в 1975-м, то есть спустя два года после учреждения труппы, она поразила видавших виды зрителей "Весной священной". Помимо неожиданного формального приема - вся сцена была засыпана землей, в которую в изнеможении валились танцоры - спектакль изумлял невиданной пластикой и энергией. В другой ее знаменитой постановке - "Кафе Мюллер" - она сама как сомнамбула натыкалась на столики и стулья возникающего в ее памяти заведения, которое держали ее родители.

Для постановок Пины Бауш иногда требовались странные вещи: потоки воды ("Нефес"), горы цветов ( "Гвоздики") или яблоки ("Палермо Палермо"). Но нужнее всего, конечно, были танцоры, от которых она просила не только идеальной чистоты и точности движений, но и драматического проявления эмоций. Она формулировала свое кредо хореографа парадоксально: "Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими". Каждое движение в ее спектакле не только должно было иметь законченный смысл, но и апеллировать к зрителю. Бауш очень хорошо знала, как держать аудиторию, и часто говорила, что обязательно ставит себя на место своих гостей: так она вышелушивала скуку формального танца. Ее спектакли заставляли изумляться не только подготовленную аудиторию (в Великобритании и США билеты на спектакли Pina Bausch Tanztheater Wuppertal выкупали за месяцы до приезда труппы), но и свежих зрителей.

Пина Бауш мастерски умела переворачивать представления о красоте. Еще в 1978-м она поставила спектакль "Kontakthof", в котором были заняты танцовщики от 58 до 77 лет. Работа получилась не только тактичная, но и впечатляющая: пожилые артисты не уступали молодым в эмоциональности и технике и даже превосходили их в отточенности. За три десятка лет, что "Kontakthof" идет на сцене, постановка не утратила свежести и силы. Как хореограф Бауш была очень открыта: ей интересны были постановки о Турции ("Нефес"), Индии ("Бамбуковый блюз"), Португалии ("Мазурка Фого"). Она не имитировала чужую технику, а вплавляла ее приемы в свою, завораживая зрителя этой амальгамой.

Собственная пластичность Бауш была настолько своеобразна, что соблазняла кинорежиссеров. Ее снял у себя Федерико Феллини в "И корабль плывет", ее ввел в фильм "Поговори с ней" Педро Альмодовар. Очень жалко, что ее совместный с Вендерсом проект останется только проектом.

Москвичам повезло: Пина Бауш приезжала в столицу несколько раз, показав "Весну священную", "Гвоздики", "Кафе Мюллер", "Мойщика окон" и "Мазурку Фого". Она умерла накануне визита на Чеховский фестиваль, куда собиралась привезти "Семь смертных грехов" Бертольта Брехта. Оргкомитет фестиваля на днях отменил пресс-конференцию с Бауш, объяснив, что она заболела. Как оказалось, Пина Бауш осталась в Вуппертале навсегда.

Обсудить
00:27 16 января 2017
Дмитрий Бак

«Два года мне пришлось служить в монастыре»

Директор Гослитмузея Дмитрий Бак о классиках, современниках и квартирном вопросе
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
«Точно не для любителей джаза»
Верят ли сказке «Ла-Ла Ленда» настоящие джазмены и актрисы
Японский передовой
Как менялся празднующий 70-летний юбилей Такэси Китано
Бен Аффлек«Жалко, что сейчас так не одеваются»
Бен Аффлек о гангстерском кино и об обаянии 1920-х
Концерт Noize MC в клубе Arena Moscow.«Соскучился ли я по травле в СМИ?»
Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей
Тест: угадай автомобиль под камуфляжем
Получится ли у автопроизводителей провести настоящего знатока? Давайте проверять
Бандитские тачки суровых времен
Самые известные машины 1990-х
Цена слезам не верит
Страны, в которых автомобили намного дороже, чем в России
Красивейшие машины Советского Союза
Самые красивые машины СССР, так и не увидевшие конвейера
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда