Бюджетники

Опубликован список крупнейших рекламодателей России

В 2008 году сто крупнейших рекламодателей потратили в России на продвижение своих товаров и услуг 4,5 миллиарда долларов, говорится в опубликованном AdIndex исследовании, сделанном для газеты "Ведомости". В рейтинг вошли 100 компаний, закупившие рекламы больше чем на 10 миллионов долларов.

В исследовании указаны не только совокупные бюджеты компаний, но и расходы на традиционные секторы медиапирога: телевидение, прессу, наружную рекламу и радио. Таким образом, получилась не одна, а целых семь рекламных картин (телевидение разбили на национальное и региональное).

И первые останутся первыми

Первую строчку в общем зачете занимает Procter&Gamble, что, впрочем, и не удивительно. Компания ежегодно тратит на рекламу в России 302 миллиона долларов. В основном это реклама на федеральных телеканалах (243 миллиона долларов) и реклама в прессе (46 миллионов долларов).

Следом с большим отрывом идет L'Oreal, баинговый бюджет которой в 2008 году составил 191 миллион долларов. 120 с лишним миллионов долларов на федеральную и региональную телерекламу и снова огромная сумма на прессу - 57 миллионов, больше чем у Procter&Gamble.

Наконец, на третьем месте - Unilever со 144 миллионами долларов и большой, 126-миллионной любовью к телевизору. Дальнейший рейтинг четко показывает, что первая десятка, как, впрочем и всегда, приходится на производителей товаров народного потребления.

В то же время, например, сотовые операторы вплотную подобрались, но так и не вошли в десятку крупнейших телерекламодателей. Впрочем, им и в прессе не везет - впереди стоят автомобильные компании пополам с производителями парфюмерии и предметов роскоши. В десятку им удалось попасть только в сфере наружной и радиорекламы.

Маленький большой бизнес

АКАР оценивает общий объем расходов на рекламу в России в 2008 году в 10,8 миллиардов долларов. Эта сравнительно небольшая сумма примерно соответствует полугодовым расходам на интернет-рекламу в США. Кстати, рынок рекламы в Рунете AdIndex не считал.

Получается, что на сотню крупнейших рекламодателей приходится 42 процента всего отечественного рекламного рынка. Возможно, именно это обуславливает существование в российских рекламных компаниях бюджетов, сравнимых с мировыми затратами транснациональных корпораций.

Взять для примера Apple, которая на продвижение своей продукции потратила в финансовом 2009 году чуть более полумиллиарда долларов. Эти всемирные расходы сравнимы с российскими у Procter&Gamble. Сложно представить себе и то, что пять отечественных бюджетов Procter&Gamble равны одному мировому у Microsoft.

В целом на телевизор участники рейтинга в 2008 году потратили 70 процентов своих бюджетов. Похоже, что в этом году они готовы тратить примерно те же бюджеты, что и в прошлом.

На это очень рассчитывают крупнейшие игроки на рынке, "Видео интернешнл" и "Газпром-медиа", отказавшиеся снижать расценки на телерекламу. С начала года расходы на телевизионную рекламу и так снизились на 21 процент и продавцам хотелось бы выйти на показатели предыдущих лет хотя бы в первом полугодии 2010 года.

Обнадеживающие выглядит и то, что многие из компаний не снижают своих бюджетов. Те же, кто идет на сокращение, часть средств перебрасывают в интернет - темную зону, расходы в которой пока еще сложно отслеживать с той же уверенностью, что и в области телерекламы.

Напоследок стоит сказать, что исследование AdIndex - чуть ли не первое за год, в котором акцент сделан не на кризис, а на обычную картину мира, на то, как существуют медиабюджетники в рекламном пространстве.

Неплохо, как выясняется, существуют.