Разработчики сервиса "Поиск по блогам" Яндекса 3 ноября объявили о решении закрыть к декабрю топ популярных записей в блогах. Всем желающим они предложили составлять рейтинги самостоятельно - по собственным методикам.
Топ популярных записей появился в "Поиске по блогам" Яндекса 4 октября 2006 года, почти через два года после запуска самого сервиса. Меньше чем через год его распробовали сначала известные блогеры, а затем и журналисты, для которых записи в блогах стали новым - и богатым - источником новостных поводов.
Вскоре рейтинг популярных записей стали посещать не только блогеры и журналисты, но также чиновники и даже Высшее Руководство Страны. Это стало понятно после того, как оказавшиеся в топе записи вызвали начальственный гнев и привели к установлению порядка на местах.
Оказалось, достаточно громко крикнуть на всю блогосферу - и воспоследует желаемый результат. Эффективность нового способа общения с нужными людьми привлекла не только гражданское общество, научившееся таким образом обращать на себя внимание властей. Местами в топе стали торговать оптом и в розницу.
Пару лет Яндекс терпел. Теперь невидимую руку рынка отсекли, хотя, по признанию самих сотрудников поисковика, принять такое решение было непросто.
В официальном блоге компании закрытию одного из самых популярных блогерских инструментов посвятили девять абзацев. Если подсократить, останутся две причины столь кардинального решения.
С одной стороны, рейтинг "Поиска по блогам" задумывался как зеркало блогосферы. Яндексу очень не понравилось то, что топ его имени превратился в медиа-инструмент. Рейтинг все сильнее привлекал СМИ; этим не пользовался разве ленивый. Активнее всего просили вывести в топ ту или иную запись благотворительные общества, экстремисты и пиарщики.
Это было совсем не то, чего хотел Яндекс. Оказалось, что рейтинг записей стал слишком популярен в определенных кругах, а точнее, среди людей, чьей профессией является формирование общественного мнения. Образовался новый канал пиар-взаимодействия - дешевый и сравнительно эффективный.
С другой стороны, как утверждают в Яндексе, рейтинг блогов так и не стал массовым. Глава сервиса "Поиск по блогам" Антон Волнухин сообщил Ленте.ру, что в целом у сервиса 300-400 тысяч посетителей в день. Из них только пять тысяч видят развернутым топ популярных записей и только семь тысяч заходят на страницу рейтинга.
По данным того же Яндекса, в Рунете как минимум 11 миллионов блогов, а значит, несколько миллионов блогеров. Удивительно, как мало они интересуются своей и чужой известностью.
То, что рейтинг оказался одновременно и популярным и непопулярным, конечно, забавно. Но закрыли его не поэтому. Просто главный герой Яндекса - робот - провалил, как сломанный Терминатор, свою миссию.
Теперь, по словам Волнухина, авторы "Поиска по блогам" постараются развить "Темы дня", чтобы сделать именно их главными новостями блогосферы. Также в Яндексе постараются сильнее связать "Поиск по блогам" с новостным сервисом.
Решив закрыть рейтинг популярных записей, Яндекс предложил своеобразную замену. Теперь каждый желающий может составить собственный топ, немного поколдовав с выдачей - интерфейс для этого доступен. Единственным условием использования является надпись рядом с рейтингом о том, что Яндекс не несет ответственности за методику определения популярности.
На вопрос о том, что должна сделать блогосфера, чтобы топ вернулся, Антон Волнухин порекомендовал создать другие хорошие рейтинги.
К сожалению, вряд ли на основе нового интерфейса появятся крупные рейтинги, хотя бы отдаленно сравнимые по влиятельности с топом Яндекса. Новая схема будет работать в основном для срезов по тематическим запросам - для того, чтобы заменить старый топ, надо проделать колоссальную работу.
Мелкие же рейтинги, если кому-то и интересны, так только их создателям. Для журналистов они неудобны, для пиарщиков - бесполезны, а для чиновников - безопасны.
Ну а блогеров просто лишили любимой игрушки.