Объем российского рынка рекламы за первые три квартала 2009 года составил 130 миллиардов рублей, говорится в отчете АКАР, опубликованном в начале ноября. Это на 30 процентов меньше, чем в тот же период прошлого года, когда рекламодатели потратили 186 миллиардов рублей.
Чтобы понять, насколько хуже стала ситуация, достаточно вспомнить недавнее исследование AdIndex, где прошлогодние бюджеты ста крупнейших рекламодателей оценивались в 4,5 миллиарда долларов. По нынешнему курсу это практически в точности соответствует затратам всех рекламодателей с января по сентябрь 2009 года.
Очевидной причиной проседания рынка стало кризисное сокращение бюджетов рекламодателями. Сильнее всего кризис ударил по печатным СМИ. Если в 2008 году на них тратили около 40 миллиардов рублей, то в 2009 - 22-23 миллиарда, то есть на 44 процента меньше. Наиболее жалко выглядят рекламные издания, пережившие 55-процентное сокращение бюджетов. Следом идут журналы (41 процент) и газеты (37 процентов).
В текущем году много говорили о катастрофической ситуации с радиорекламой. Тем не менее, второе место среди жертв кризиса заняла наружная реклама. Траты на нее снизились на 42 процента, с 34 до менее чем 20 миллиардов рублей.
Радио занимает третью строчку с 35-процентным спадом. И без того небольшие бюджеты, составлявшие около десяти миллиардов рублей, теперь сократились до шести с половиной.
Даже телевидение с его низкой ценой контакта и массовости ощутило на себе кризис, потеряв 20 миллиардов рублей или 21 процент бюджетов - кому как больше нравится. В первые девять месяцев прошлого года рекламодатели принесли в телевизор 94 миллиарда рублей. Сейчас речь идет о 74.
В случае телевидения есть надежда на лучшее. В июле удалось распродать эфирную рекламу на два месяца вперед. Рекламщики предположили, что к концу года удастся компенсировать половину кризисных потерь.
Как выглядит такая компенсация, ясно. Крупнейшие телерекламщики, "Видео Интернешнл" и "Газпром-медиа" решили в 2010 году не снижать расценки. В разгар кризиса обе компании их и так снижали. В частности, в случае "Видео Интернешнл" речь шла о десяти процентах. Некоторые рекламодатели уже подписывают контракты по ценам 2009 года.
Единственным сегментом, показавшим в период с января по сентябрь рост, остается интернет - расходы выросли на 3 процента, с 5,1-5,2 до 5,2-5,3 миллиарда рублей. Впрочем, к этой оценке есть много вопросов, ведь АКАР дает информацию по интернет-сегменту без учета контекстной рекламы.
Похоже, Россия умудрилась побить прогнозы аналитиков рекламного рынка. В начале октября медиаагентство Carat предсказало, что российские рекламщики получат в 2009 году на 21,9 процента меньше средств, чем в 2008.
Если в четвертом квартале не произойдет чуда, Carat сильно промахнется. Кроме того, в 2010 году Carat ожидает восстановления мирового рынка рекламы. По поводу российского рынка есть большие сомнения.
Впрочем, есть и хорошие новости. Во-первых, некоторые аналитики предполагали пятидесяти-, а то и семидесятипроцентный спад. Этого не случилось. Во-вторых, с января по июнь 2009 года расходы на рекламу в стране, как и сейчас, сократились на 30 процентов.
Это значит, что ситуация на рынке не улучшается, но и не ухудшается. Она просто стабильно тяжелая.