Экономика
22:31, 30 ноября 2009

Подружиться или проиграть На сотовом рынке России наступает период слияний

В 2009 году одни акционеры российских сотовых операторов поняли, что враждовать бессмысленно, и начали активно сотрудничать, а другие, наоборот, - принялись спорить, какая стратегия ведения бизнеса прибыльнее всего. В итоге уже в 2010 году устоявшийся было рынок сотовой связи в России может измениться до неузнаваемости.

В октябре основные акционеры "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") – норвежская Telenor и российская Altimo – объявили, что хотели бы создать единого сотового оператора на базе, во-первых, самого "Вымпелкома", а, во-вторых, "Киевстара", украинской компании с абонентской базой в 22 миллиона абонентов, которая, кроме того, обладает самым дорогим брендом в стране.

Объединение это вроде бы напрашивалось еще несколько лет назад: и у той, и у другой компании основными акционерами являются именно Telenor и Altimo (телекоммуникационная "дочка" "Альфы-групп"). Тем не менее, враждующим собственникам украинского и российского сотовых операторов долгое время было не до того: Telenor в 2009 году вообще рисковала потерять свою долю в "Вымпелкоме". Постарался неизвестный миноритарий сотового оператора, регулярно бомбардировавший суды исками к Telenor. Норвежцы были уверены, что за исками стоит сама "Альфа", в "Альфе" это постоянно отрицали, но что бы там ни было, после того как акционеры "Вымпелкома" помирились, о судебном преследовании норвежцев в России больше ничего не слышно.

Слияние "Вымпелкома" и "Киевстара" проводится ударными темпами: если в первый раз об объединении сообщалось в начале октября, то уже в конце ноября было выбрано руководство VimpelCom Ltd - компании, на баланс которой и будут переведены акции двух сотовых операторов (в VimpelCom Ltd норвежцам будет принадлежать 35,42 процента голосующих акций, а россиянам – 43,89 процента).

Александр Изосимов. Фото с сайта beeline.ru
Lenta.ru

Главной неожиданностью этой новости стало то, что возглавил VimpelCom Ltd Александр Изосимов, многолетний лидер "Вымпелкома", который, однако, в начале 2009 года ушел с поста генерального директора компании, оставив за собой кресло президента. Да и то временно – до 31 декабря.

Российские деловые СМИ писали в начале 2009 года, что Изосимов сам хотел уйти из "Вымпелкома" – слишком уж сложно ему было руководить компанией в России при том, что семья его жила в Швеции (Изосимов женат на подданной этого королевства). Что заставило Изосимова передумать, неизвестно – но, возможно, не последнюю роль сыграло место прописки новой компании – Голландия.

Еще одним ответственным за слияние восточноевропейских операторов назначен Джо Лундер – он будет председателем совета директоров компании. Джо Лундер отлично знаком Изосимову по работе в "Вымпелкоме": норвежец пришел в совет директоров сотового оператора в 2002 году, а в течение нескольких лет даже возглавлял его.

Не только "Вымпелком"

Если сделка между "Киевстаром" и "Вымпелкомом" – вещь уже решенная и помешать объединению активов может только какой-нибудь несчастный случай, то еще несколько сделок в российском телекоммуникационном бизнесе только готовятся. В частности, именно в ближайшие месяцы должна решиться судьба "Мегафона", третьего по величине оператора мобильной связи в стране.

До недавнего времени в "Мегафоне" было троевластие: самый большой пакет акций принадлежал шведско-финской TeliaSonera, еще треть ценных бумаг находилась у "Телекоминвеста" Алишера Усманова, а блокпакет скопила все та же Altimo.

Все та же Altimo и начала процесс объединения долей в "Мегафоне". В первых числах ноября российская компания предложила TeliaSonera объединить активы "Мегафона" и турецкой Turkcell, чтобы создать оператора наподобие VimpelCom Ltd. Шведско-финский холдинг сначала отказался от сделки, но уже через пару дней неожиданно передумал, согласившись на условия россиян. В итоге в "Мегафоне" впервые за долгое время появился контролирующий акционер – вместе TeliaSonera и Altimo принадлежит более 60 процентов акций компании.

Однако на этом борьба за "Мегафон", как думается, не закончена. Дело в том, что "Телекоминвесту" альянс TeliaSonera и Altimo также предлагал войти в капитал объединенной компании, но холдинг Алишера Усманова отказался – слишком уж маленькая доля оказалась бы у миллиардера в едином операторе. Кроме того, у Усманова на "Мегафон" совсем другие планы: как писали в середине ноября "Ведомости", Усманов предложил отдать свой пакет в сотовом операторе государству, взамен получив акции "Ростелекома", на базе которого проходит реорганизация "Связьинвеста".

Официальной реакции на предложение Усманова от чиновников пока не последовало, но, судя по всему, оно должно было их крайне заинтересовать: весь 2009 год чиновники через деловые СМИ только и трубили о том, что хотят создать государственного конкурента "большой тройки" – либо с помощью консолидации региональных операторов, либо с помощью приобретения доли в МТС, "Вымпелкоме" или "Мегафоне".

Переведя свои доли в иностранные компании, Altimo и ее скандинавские партнеры защитились от государственной экспансии: контроль над "Мегафоном" и "Вымпелкомом" чиновникам теперь будет получить крайне сложно. Тем интереснее, однако, будет следить за реорганизацией государственного "Связьинвеста": каким образом эта компания планирует конкурировать с "большой тройкой", имея в своем распоряжении только "Скай Линк", по числу абонентов отстающий от МТС, "Вымпелкома" и "Мегафона" едва ли не в десятки раз, пока неясно.

На фоне такого количества новостей от "Вымпелкома" и "Мегафона" отсутствие "сливов" о потенциальных слияниях и поглощениях МТС выглядит немного странно. Однако не стоит забывать, что у лидера телекоммуникационного рынка один основной акционер – АФК "Система", который никогда не скрывал, что готов поделиться своими акциями с иностранными инвесторами. Еще в ноябре 2006 года европейские деловые СМИ писали, что "Система" ведет переговоры по объединению с Deutsche Telekom. Слухи впоследствии не подтвердились, однако в декабре того же года президент "Системы" Александр Гончарук заявлял, что его компания намерена пойти на объединение с зарубежным партнером в ближайшие два-три года.

С тех пор, конечно, сотовый рынок России значительно изменился, а главное – случился спутавший все планы кризис. Тем не менее, очевидно, что мобильные операторы столкнулись в 2009 году с очень важным вопросом: с кем сотрудничать, с зарубежными инвесторами или с государством? Или, может, сразу и с теми, и с другими?

< Назад в рубрику