В понедельник, 7 декабря, уезжая с работы около семи вечера, я предпочел бросить машину на парковке у редакции и добираться общественным транспортом. Выбравшись из метро "Курская" на Садовое кольцо, я убедился в своей прозорливости. Садовое в это время и в этом месте "стоит", конечно, всегда. Но на сей раз оно стояло безо всяких кавычек. Причем в обе стороны и совершенно безнадежно. И стояло оно так по меньшей мере до трех часов ночи.
Пару лет назад мой папа поставил рекорд. Обычно он едет с работы домой по Ярославскому шоссе с полчаса, а в тот раз дорога заняла у него семь часов. В минувший понедельник один мой приятель ехал от "Калужской" до "Выхино" около пяти часов (по свободной дороге это тоже что-то около получаса). А спецкор "Коммерсанта" Андрей Колесников так и не доехал от "Сокола" до аэропорта "Внуково" (примерно час езды), не полетел в командировку, сорвал редакционное задание и написал репортаж из пробки.
В комментариях к заметке Колесникову вполне резонно посоветовали ездить в аэропорты специальными электричками (которые, конечно, до нелепого дороги, но более или менее надежны и комфортабельны). Я вот благополучно добрался до дома на метро, то же можно было бы рекомендовать моему калужско-выхинскому приятелю. А вот папе моему деваться некуда: туда, где он живет, метро не ходит.
Утром во вторник, когда я подходил к "Курской", отправляясь на работу, Садовое снова стояло. Мне даже показалось, что вон тот большой черный джип стоял ровно на том же месте вчера вечером, когда я возвращался домой.
Почитал новости. В вечерний час пик в понедельник пробки в Москве были такой протяженности, что если их вытянуть в одну линию - вышло бы примерно в полтора раза длиннее, чем расстояние от столицы до Питера. Больше двух с половиной тысяч аварий. Восемь с половиной тысяч единиц снегоуборочной техники убрали больше 30 тысяч тонн снега. Понятное дело, что в основном снег убирали ночью, когда пробки хоть чуть-чуть рассосались, потому что если бы эти оранжевые чудища выгнали на улицы вечером - Москва стояла бы до сих пор. Она, впрочем, и так стоит.
Но самая интересная новость, которую я прочел с утра, была про то, что мэрия Москвы уже нашла виновных во всем этом кошмаре. Мэр столицы Юрий Лужков пожурил синоптиков, которые, оказывается, дали неточный прогноз погоды, из-за чего городские службы оказались не готовы к катаклизму. А первый заместитель Лужкова Петр Бирюков потребовал от главы Гидрометеобюро Москвы и Московской области Алексея Ляхова "разобраться в ситуации", "сделать самые серьезные выводы" и "извиниться перед дорожными службами и москвичами".
А зачем тогда ежегодно 1 ноября столичную снегоуборочную технику переводят на круглосуточный режим дежурства? В этом вообще есть какой-нибудь смысл? Или это просто такой ритуал, наподобие зулусских плясок вокруг костра с молитвами богам о ниспослании дождя? Понятие "круглосуточное дежурство", по-моему, предполагает полную готовность к уборке снега вне зависимости от прогноза погоды. Или нет? Кто-нибудь вообще в состоянии это объяснить? Ведь в прошлом году, когда выпал первый снег (19 ноября), было все то же самое. Один в один.
Лужков ведь еще в начале сентября 2009 года предлагал не ждать милостей от природы, а "делать погоду" своими силами. Ведь столичные власти разгоняют тучи на День Победы и на День города, чтобы дождь не омрачал праздники, сопровождающиеся масштабными народными гуляниями. Ради ясного неба над головой гуляющих по Тверской в облака сыпят с самолетов какие-то химикалии, и дожди проливаются над Подмосковьем, не доходя до столицы. Если делать так зимой, то, по мысли Лужкова, можно, помимо всего прочего, экономить бешеные деньги на уборке снега. Сельскому хозяйству, опять же, хорошо: от обильного снега и земля лучше родит. Эксперимент начнут в феврале 2010 года.
То есть мэрии проще взять на себя функции небесной канцелярии, чем нормальными земными способами решать городские проблемы. Небесную канцелярию можно поселить в хорошеньком стеклянном бизнес-центре с подземной парковкой и фонтаном с лебедями. Транспортное кольцо непременно. С развязками. А лучше два. Нет, три. И Церетели заказать что-нибудь бронзовое, большое, чтоб красиво было... Но это так, в сторону.
Катаклизмы, конечно, бывают везде. Снегопады, бывает, парализуют города и целые страны. Но первый снег в декабре, даже если он обильнее, чем обычно, - не того масштаба катаклизм, чтобы город вот так вставал. Тем более - каждый год. В Москве и так ежемесячно миллионы человеко-часов тратятся на стояние в пробках (транспортный коллапс-то случился уже давно). А мэр может предложить разве что очередное транспортное кольцо (еще полсотни километров дорогущей магистрали, чтоб стоять на ней в пробках) да "тучи развести руками". И климат-то у нас нехорош (уж больно континентальный), и планировка-то городская у нас плоха (вот то ли дело разлинованный квадратами Манхэттен...), и народу понаехало слишком много - все виноваты, вплоть до Юрия Долгорукого. И разрешать все эти сложности некому, кроме Господа Бога.
А ежели Господу недосуг - то Юрий Михайлович готов подменить.
Артем Ефимов