Грабли 2.0

Российский портал госуслуг стартовал очень неудачно

Коллаж "Ленты.Ру"

Российское правительство уже не первый год мечтает о запуске портала государственных услуг. Поставить на учет машину, оформить загранпаспорт, отправить налоговую декларацию - если все это можно будет хотя бы частично сделать, не отходя от компьютера, чиновники с чистой совестью поставят в своем ежедневнике галочку напротив строчки "построить электронное государство". В этот раз затея как никогда была близка к провалу.

В июне 2009 года "Российская газета" опубликовала постановление правительства, согласно которому в интернете должен появиться справочник по госуслугам. Постепенно прожект стал обрастать деталями. По результатам конкурса был объявлен разработчик - "Ростелеком". Назван бюджет - 181 миллион рублей (и общие расходы на концепцию - говорят, около миллиарда бюджетных рублей за два года). Стало известно, что во что бы то ни стало портал запустят к Новому году.

Все это по обыкновению сопровождалось небольшими скандалами. Самый интересный - это национализация домена gosuslugi.ru, на котором предполагалось разместить сайт. Дело в том, что этот домен был зарегистрирован в феврале 2008 года на частное лицо. На него же были оформлены несколько доменов, принадлежащих компании "Гарант-Парк-Телеком".

С требованием отобрать права на gosuslugi.ru в октябре выступила Генпрокуратура. Сбылся страшный сон администратора любого домена - прокуратура, обнаружив вашу собственность, принимает меры "по защите интересов государства".

Впрочем, в данном случае конфликт решили мирно и по-рыночному - подрядчик заключил с владельцем доменного имени соглашение о передаче адреса "Ростелекому". Сейчас, по данным сервиса whois, именно "Ростелеком" является владельцем gosuslugi.ru.

Вскоре на сайте уже крутился ролик с незатейливым сообщением: "1000 документов, 1 сайт, открытие 31.12.2009". Справедливости ради надо сказать, что речь не идет о какой-то конкретной тысяче документов. Судя по пресс-релизу "Ростелекома", к которому позже мы еще вернемся, на запуске россияне получили доступ к информации о 111 из более чем четырехсот запланированных государственных услуг.

Ближе к середине декабря дату запуска неожиданно перенесли с 31 на 15 декабря - редкий случай, когда проект выполняется досрочно. Ряд СМИ, кстати, запустили портал еще вечером четырнадцатого числа. Тогда, формально говоря, веб-сервер уже работал, просто показывал все тот же ролик, причем датой запуска там по-прежнему значилось 31 декабря - несмотря на все посулы.

С утра сайт государственных услуг открыло еще больше средств массовой информации. Первый канал сообщил, что сайт заработает в 15 часов 12 минут - видимо, чиновники решили использовать на полную календарную магию 15 декабря. Вообще, в телевизионной реальности портал стал доступен гораздо раньше, чем на самом деле.

Между тем, примерно в 15 часов 12 минут сайт действительно изменился. Опомнившись, разработчики заменили в ролике дату с 31 на 15 декабря. Где-то через час-полтора сайт, говорят, официально запустил министр связи Игорь Щеголев, тактично использовав для этого одно из технических зеркал портала.

Уже через час сайт, который и так открывался с перебоями, перестал открываться вообще. Чаще всего он показывал ошибку 404 и надпись "Object not found". Затем, по иронии судьбы, появилась надпись "It works!", сильно развеселившая всех, кто ее увидел.

Надо думать, единственными, кто испытал ужас при ее появлении, были разработчики. Уже через несколько минут появилось сообщение "Идут регламентные работы". Относительно дальнейших изменений на сайте госуслуг мнения пользователей расходятся. Кое у кого сайт начал загружаться - хотя и медленно и со скрипом. Другие провели остаток вечера за наблюдением смены настроения сервера - чаще всего при попытке зайти на сайт появлялись надписи "502 Bad Gateway" и "504 Gateway timeout".

В полночь состоялась частичная реанимация портала госуслуг, хотя многие внутренние разделы не работали. К утру все заработало, однако вскоре некоторые пользователи снова начали жаловаться на недоступность ресурса.

Самые удивительные комментарии о происходящем удалось получить газете "Ведомости". В Минкомсвязи изданию объяснили, что более чем странный запуск был связан с атакой хакеров, и подчеркнули, что не ожидали тысячи запросов в секунду. Действительно, после массированного телевизонного объявления о запуске портала госуслуг по 140-миллионной стране, в которой 40 миллионов человек имеют доступ к Сети, ожидать большого притока любопытных пользователей не приходится.

Разработчики также объяснили "Ведомостям", что при переходе от тестового режима к эксплуатации у портала возникли технические неполадки. Следует ли под этим понимать последствия скоординированной кибератаки или что-то другое, они при этом не уточнили. Впрочем, технические неполадки не помешали "Ростелекому" уже 15 декабря выпустить пресс-релиз о запуске портала.

К слову, в пресс-релизе Минкомсвязи нет ни слова про кибератаки - лишь обещание нарастить к 31 декабря мощность сервера.

Почему снова всплыло 31 декабря? Все очень просто. 15 декабря портал запустили в тестовом режиме. Сейчас там выложена часть из обещанных документов, есть сервис подачи заявок, обращений, жалоб и предложений со списком ведомств, вроде бы открыта горячая линия и есть любопытный список жизненных ситуаций с вопросами и ответами, а также перечнями документов. Зарегистрироваться там пока нельзя.

Вопрос о регистрации заставляет вспомнить предыдущую попытку создания портала государственных услуг. Это и ныне работающий Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), разработанный ФГУП "Восход" и запущенный в 2008 году - надо сказать, с большим опозданием.

ОГИЦ, создав инфраструктуру для выполнения задачи, внешне так и не продвинулся дальше информирования граждан о госуслугах. Зато система регистрации у него замечательная. Предполагалось, что для входа пользователю нужна смарт-карта Magistra, устройство считывания, и программы шифрования. На gosuslugi.ru вход пока не работает, но, судя по запрашиваемым данным, все ограничится адресом электронной почты и паролем.

Может быть, хотя бы на эти грабли никто не наступит.

подписатьсяОбсудить
Как купить мушкет
Где приобретают «старинное» оружие и как из него стреляют
Обыски в офисе Главного следственного управления Следственного комитета РоссииСлед Шакро
Как перестрелка у московского кафе привела к задержанию высокопоставленных чинов
Сокрытое в волнах
Сколько ядерных бомб потеряно в Мировом океане
В прицеле — юг
Как российская армия отреагирует на дестабилизацию ближайших соседей
Чудаки пришли к успеху
10 самых необычных аккаунтов в Instagram
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Убить за селфи
История «пакистанской Ким Кардашьян», которую задушил родной брат
Пигмент патриотизма
Фотоподборка о любви к Отчизне, выраженной россиянами в татуировках
Commuters brave rush hour on the northern line on the London underground in London, Britain August 5, 2015. Londoners face major transport disruption from Wednesday evening as train drivers and staff on the underground rail network walk out for the second time in less than a month. Unions are angry over plans to introduce a new night service from September and weeks of talks with transport bosses have failed to clinch a deal over pay and conditions.  REUTERS/Dylan Martinez   - RTX1N6X4«Одиночество за границей привело меня к неврозу»
История жительницы Краснодара, переехавшей в Лондон
Немаленький домик
Длительный тест MINI Cooper S Clubman: итоги, выводы и три цилиндра
Слово из трех букв
«Красная Свинья», седан, обгонявший Lamborghini, и другие безумные машины AMG
Госстандарт
Интересные машины, разработанные специально для Китая
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей