Страсти по Микеланджело

Итальянцы расследуют дело о подозрительно дешевом распятии

Власти Италии объявили о начале проверки сделки, которую год назад, в декабре 2008-го, заключили с частным коллекционером и арт-дилером Джанкарло Галлино (Giancarlo Gallino). Он продал правительству деревянное распятие, датируемое концом XV века, утверждая, что его автором был 20-летний Микеланджело Буонаротти. Решившись на расследование, итальянцы фактически признали то, что в течение года твердили многие специалисты: работа может не иметь к автору росписей Сикстинской капеллы никакого отношения, и, следовательно, покупка была необдуманной. На вопрос, почему власти так долго закрывали глаза на то, что сразу было очевидно для других, предлагается много ответов, однако самый очевидный - чиновников соблазнила дешевизна скульптуры.

Расследованием обстоятельств покупки деревянной фигуры, получившей название Cristo Ritrovato, "Христос Вновь Обретенный", займется так называемый Счетный суд (Corte dei Conti) - квазисудебный орган государственного финансового контроля. Его сотрудники начнут работу с того, что затребуют все необходимые документы у Аудиторского суда административного региона Лацио, который начал проверку еще в июне 2009 года.

Впервые распятие было представлено широкой публике в 2004 году: в течение четырех месяцев оно выставлялось в музее Хорна во Флоренции. Однако уже тогда деревянного Христа представляли как работу Микеланджело. Атрибуцию произведения провели специалисты из университетов Перуджи, Флоренции и Сиены. Эксперты, в частности, утверждали, что их убедила чрезвычайно высокая степень детализации скульптуры, конкретно - точность передачи особенностей строения человеческого тела. Искусствоведы сочли, что автор смог идеальным образом передать строение тела 30-летнего мужчины, с момента смерти которого прошло не более 48 часов. Известно, что настоятель церкви Санто Спирито Николо Бикьелли разрешал молодому Микеланджело изучать трупы и, возможно, вскрывать их.

Кроме того, сторонники теории об авторстве Микеланджело обратили внимание на сходство между дубиальной скульптурой и другими произведениями мастера - в частности, распятием в той самой Санто Спирито, "Пьетой" в соборе Святого Петра и даже "Давидом".

Удалось специалистам объяснить и то, почему небольшое деревянное распятие (всего 41,3 сантиметра) можно с уверенностью приписывать "гигантоману" Микеланджело. По словам Джанкарло Джентилини (Giancarlo Gentilini) из университета Перуджи, в юности художник и скульптор был близок кругу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы, который ввел в обиход небольшие распятия. Такую резную скульптуру Микеланджело мог заказать кто-то из его основных покровителей - болонские доминиканцы или Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи.

После этого распятием заинтересовались итальянские власти. Их переговоры с владельцем завершились покупкой скульптуры - и покупкой крайне выгодной: туринец Джанкарло Галлино, первоначально просивший за распятие 15 миллионов евро, довольно быстро согласился расстаться с ним всего за 3,25 миллиона. Тогда невероятно низкую цену объяснили как раз предыдущими сомнениями в аутентичности работы. В частности, у распятия не было солидного провенанса - хорошо документированной истории происхождения. Галлино лишь утверждал, что до него скульптура принадлежала некоей флорентийской семье. Так или иначе, в декабре 2008 года сделка была совершена, и, судя по всему, ко взаимному удовлетворению сторон. "Фактически мы купили Микеланджело по цене Сансовино", - подытожил искусствовед Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi).

Спустя два дня после покупки распятия на торжественной церемонии в Ватикане его передали папе Римскому Бенедикту XVI. Затем было организовано чрезвычайно успешное турне, в ходе которого скульптуру демонстрировали по всей Италии. Два месяца распятие выставлялось в миланском замке Сфорца (Кастелло Сфорцеско), где хранится последняя, незаконченная скульптура Микеланджело - "Пьета Ронданини". В "воссоединении" двух произведений на тему смерти Христа итальянцы видели особый смысл. "Наконец-то юный и зрелый Микеланджело смогут встретиться и поговорить друг с другом", - высказался министр культуры Италии Сандро Бонди (Sandro Bondi). Конечным пунктом путешествия распятия по стране должен был стать флорентийский музей Барджелло.

Однако практически сразу же зазвучали и голоса скептиков, которые указывали отнюдь не только на невиданную дешевизну Микеланджело и подозрительную сговорчивость Галлино. Больше всего подозрений, конечно, вызвала бедная документация истории скульптуры, а также то, что биографы-современники художника - Джорджо Вазари и Асканио Кондиви - ни разу не упоминают об этом распятии.

Весной с громким заявлением выступил профессор из университета Неаполя Томазо Монтанари (Tomaso Montanari). По его словам, история с приобретением скульптуры имеет под собой политические основания, так как никто, кроме искусствоведов, подтвердивших авторство Микеланджело для совершения сделки, не верит в принадлежность скульптуры великому мастеру эпохи Ренессанса. Ученый задает риторический вопрос: почему итальянские власти, решая вопрос о покупке, спросили мнение только "своих" искусствоведов и не поинтересовались, что думает "третья", незаинтересованная сторона?

Монтанари заявил, что распятие отнюдь не похоже по технике исполнения на другие работы скульптора, которому его приписывают. Так, он обратил внимание на то, что фигура Христа сделана из кусочков древесины липы, склеенных вместе. Искусствовед утверждает, что известен по меньшей мере десяток подобных распятий, а этот стиль был в общем традиционным для флорентийских студий конца XV века. "Справедливая" цена за такую скульптуру, считает ученый из Неаполя, менее 100 тысяч евро, а никак не три миллиона.

В своих сомнениях Монтанари был не одинок. Директор Института истории искусств во Флоренции (Kunsthistorisches Institut in Florenz) Алессандро Нова заявил, что был поражен фактом приобретения скульптуры. Специалист по Микеланджело Паола Барокки (Paola Barocchi) отметила, что такие распятия - серийная работа. Историк искусства Мина Грегори (Mina Gregori), которая отсоветовала Банку Флоренции покупать изображение распятого Христа, заявила, что государство должно постараться вернуть свои деньги. Искусствовед из Германии Маргрит Лиснер (Margrit Lisner) предположила, что настоящим автором скульптуры был уже упоминавшийся Якопо Сансовино (такая атрибуция автоматически сдвигает датировку на несколько лет вперед, так как Сансовино был моложе Микеланджело). Предлагаются и другие кандидатуры на роль создателя распятия.

Вопрос об авторстве вряд ли будет скоро разрешен. Однако дело примет неприятный оборот уже даже в том случае, если проверяющие установят, что у правительства не было достаточных оснований верить Галлино и покупать скульптуру. Критики обращают внимание на то, что 3,25 миллиона евро были потрачены в кризисный период, когда бюджет министерства культуры и без того был серьезно урезан. Решение Счетного суда о нецелесообразности покупки может поставит под удар искусствоведов, высказывавшихся за сделку - а это, в частности, директор музеев Флоренции Кристина Ачидини (Cristina Acidini) и директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci).

Если же покупка будет признана необоснованной, для продавца история может закончиться уголовным делом о мошенничестве. Кроме того, непременно встанет вопрос, почему же сделка все-таки была одобрена, несмотря на все сомнения. Скептик Монтанари обратил внимание на идеологическую сторону вопроса. По его словам, министерство культуры потратило внушительную сумму не просто на Микеланджело, а именно на распятие. Вряд ли те же деньги были бы потрачены на фигуру сатира, иронизирует искусствовед.

Культура00:0712 декабря
Nocow

«Идет сильный откат назад на большой скорости»

Музыкант Nocow о запретах в России, клубной культуре и равнодушии к наркотикам