Культура
14:31, 22 декабря 2009

Бунт против машины Rage Against the Machine одержали историческую победу в рождественской битве за идею

Лена Аверьянова

Когда в Великобритании развернулась битва за первое место в рождественском чарте синглов, многомиллионное мировое сообщество меломанов как никогда прежде четко разделилось на два лагеря... Случилось так, что основными претендентами на первое место в праздничном британском хит-параде стали выпускник местной "Фабрики звезд", победитель шоу "Х Factor" Джо Макэлдерри и флагманы альтернативного рока - американцы Rage Against the Machine. Понятно, что любители рок-музыки записались на сторону RATM, а поклонники попсы присягнули Макэлдерри. Бой за звание чемпиона зимнего топ-листа 2009 года официально стартовал 13 декабря.

Однако начало битве было положено гораздо раньше. В конце ноября 35-летний Джон Мортер, специалист по логистике и большой поклонник Iron Maiden из графства Эссекс, зарегистрировал в социальной сети Facebook группу, участники которой могли бы выразить свой протест против засилья в рождественских чартах последних лет поп-героев из "X Factor".

И возмущение Мортера нельзя назвать необоснованным: "фабриканты" закономерно завоевывают первые места в рождественских чартах с 2005 года, что раздражает многих любителей музыки. Успех победителей шоу, где всем заправляет продюсер и телеведущий Саймон Коуэлл (он известен, в частности, тем, что был одним из членов жюри шоу "Britain's Got Talent", которое познакомило мир со Сьюзан Бойл), объясняется весьма просто.

Дело в том, что итоги "Х Factor" подводят аккурат перед праздниками, а победитель шоу, как правило, выпускает свой первый сингл как раз тогда, когда рождественская суета в самом разгаре. Обширная аудитория реалити-шоу сметает релиз с прилавков музыкальных магазинов, и через неделю сингл не оставляет шансов ни одной свежей записи, легко взбираясь на вершину праздничного хит-парада. Так должно было случиться и в 2009 году. И случилось бы, если бы не усилия Джона Мортера и его жены Трейси.

Супруги Мортеры решили, что на этот раз победу в чарте будут праздновать не подопечные Саймона Коуэлла, а американская рок-группа Rage Against the Machine, и дали старт кампании под названием "Rage Against The Machine for Christmas No. 1". Борцы с распространением "одноразовой" музыки, Мортеры призвали всех фанатов рока сплотиться и начать покупать композицию RATM "Killing In The Name" 1992 года выпуска с тем, чтобы дать создателям "X Factor" понять, что не только они могут решать судьбу первого места рождественского хит-парада.

Саймон Коуэлл оживился и заявил, что Мортерам и RATM интересна не столько победа выступающей против капитализма рок-группы в чарте, сколько провал его самого и коммерчески успешного "X Factor". "Эта кампания направлена против меня. Это глупо, нелепо и в конце концов цинично", - заявлял ведущий реалити-шоу в своих многочисленных интервью.

13 декабря стало известно имя победителя "Х Factor", и у RATM появился вполне конкретный соперник, что позволило объявить официальный старт рождественской чартовой битвы. 18-летний триумфатор "X Factor" нынешнего сезона Джо Макэлдерри выпустил свою первую студийную запись на лейбле Коуэлла Syco 14 декабря. Песня "The Climb" - кавер на композицию звезды "Ханны Монтаны" Майли Сайрус - и стала конкурентом "Killing In The Name", вышедшей на альбоме "Rage Against The Machine" 17 лет назад.

Подключившиеся к борьбе с могущественной машиной шоу-бизнеса фанаты Rage Against the Machine и сочувствующие вступили в созданную Мортером группу в Facebook и принялись скачивать "Killing In The Name" (песню можно было купить только в режиме онлайн). Джон призвал поклонников RATM не хитрить и не брать по несколько экземпляров "Killing In The Name" в одни руки, поскольку в противном случае результаты продаж были бы аннулированы составителем чарта Official Chart Company.

Через несколько дней в группе "Rage Against The Machine for Christmas No. 1" насчитывалось уже более 900 тысяч участников. Более того, американский коллектив поддержал даже сам сэр Пол Маккартни, а за юного Джо вступился лидер британских консерваторов Дэвид Кэмерон. В борьбе за первое место рождественского чарта, результаты которой, по меткому выражению автора британской The Guardian, прежде были предсказуемы, как итоги выборов в Северной Корее, появилась невероятная интрига.

Музыкальные издания отслеживали каждое движение в этой истории, открыто поддерживая кампанию супругов Мортеров, оперативно сообщая обо всех изменениях в гонке и регулярно цитируя Коуэлла, явно раздраженного массовым восстанием против попсы.

18 декабря было объявлено, что первое место останется за "The Climb", о чем якобы свидетельствовали данные о продажах сингла. До конца битвы оставалось меньше суток. И, возможно, именно эти двадцать с небольшим часов решили исход борьбы за первенство в хит-параде. После подсчета данных, поздним вечером 19 декабря стало известно, что победа досталась Rage Against The Machine и их "Killing In The Name".

Ветераны RATM опередили новоиспеченную звезду британской поп-музыки Макэлдерри, продав на 50 тысяч копий своей песни больше. "Killing In The Name" финишировала с результатом 502 тысячи экземпляров за неделю, а "The Climb" разошелся тиражом чуть более 450 тысяч. В прошлом этого бы хватило, чтобы сингл мог стать безоговорочным лидером праздничного чарта, но фанаты рок-музыки оказались куда более активными и помогли RATM победить монстра – "X Factor" с его бесконечными хитами и недолговечными героями.

Журналисты позвонили Джону Мортеру и сообщили ему о победе. "Черт возьми! Вот так да! О боже, я поверить не могу! Неужели? Мы? Мы первые?" - только и смог выпалить инициатор кампании "Rage Against The Machine for Christmas No. 1". При этом Мортер поспешил внести в историю ясность и заявил, что в общем-то ничего не имеет против "X Factor", его участников и Джо Макэлдерри. "Мы просто хотели привлечь внимание меломанов к тому, что в рождественском чарте уже который год нет никакого разнообразия. А вообще, я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в нашей акции. Что касается Джо и его поклонников: ребята, не расстраивайтесь, ведь быть номером 2 в хит-параде тоже не так уж и плохо. В конце концов, впереди еще целая неделя", - отметил Джон.

Он также рассказал, что ему уже позвонил сам Саймон Коуэлл. Продюсер и ведущий поздравил своего конкурента и "был чрезвычайно мил". "Мы говорили о музыке, и было здорово, что он позвонил", - цитирует Мортера NME. Коуэлл рассказал в одном из своих интервью, что был чрезвычайно расстроен поражением Макэлдерра. "Несмотря на проигрыш Джо, на меня произвела очень большое впечатления та кампания, которую развернули поклонники RATM. Все было по-честному: никаких грязных трюков, никаких спонсоров", - поделился впечатлениями специалист по поп-музыке.

Саймон Коуэлл. Фото AFP
Lenta.ru

При этом Коуэлл отметил, что пытался предложить "им" (речь, вероятно, о семье Мортеров) работу в своей рекорд-компании, но "они" отвергли его предложение.

Сами участники Rage Against The Machine обратились к своим почитателям со словами благодарности и пообещали дать в Великобритании бесплатный концерт в честь своей победы. "Эта победа - результат невероятных усилий всех поклонников настоящей музыки. И мы выражаем нашу искреннюю благодарность каждому борцу за свободу. Вы помогли превратить наш гимн неповиновения в настоящее анархическое рождественское чудо 2009 года", - заявил гитарист RATM Том Морелло.

Все доходы от реализации "Killing In The Name" Rage Against the Machine направят на благотворительность – около 65 тысяч фунтов стерлингов будут перечислены на счет организации "Shelter", оказывающей поддержку бездомным.

Комментируя исход битвы, сотрудник New Musical Express Люк Льюис написал в редакционном блоге, что победа RATM имеет большое историческое значение. "Это больше, чем просто победа отдельно взятой рок-группы над конкретным поп-артистом. Это победа хорошей музыки над плохой", - отметил критик. "Да, две недели назад я был уверен, что Rage Against the Machine не выйдут победителями. <...> Я усвоил урок. Триумф RATM в рождественском чарте 2009 года - это победа сплоченности и позитива над цинизмом", - написал Льюис.

Примерно такие же выводы сделали и победители чарт-битвы. "Из произошедшего можно извлечь несколько уроков, но, пожалуй, главный заключается в следующем: объединившись, люди могут изменить что угодно – будь то хит-парад поп-музыки или целый мир". После победы Rage Against the Machine в это действительно хочется верить.

< Назад в рубрику