21 декабря издание BusinessWeek сообщило, что крупнейший в мире сервис микроблогов Twitter впервые за всю свою историю стал прибыльным. По расчетам журналистов и их источников, в 2009 году Twitter заработал 25 миллионов долларов, а потратил чуть меньше этой суммы. При этом сервис не зарабатывал на рекламе и не использовал другие традиционные схемы монетизации.
Двадцать пять миллионов долларов - результат двух однотипных контрактов, заключенных руководством Twitter с корпорациями Google и Microsoft. По условиям договора, Twitter предоставил поисковикам Google и Bing записи своих пользователей.
Это позволило им запустить "мгновенный" поиск, новые результаты которого выводятся в реальном времени. Благодаря такому сервису пользователи могут, например, ввести "горячий" запрос и без перезагрузки страницы наблюдать за развитием событий.
Google заплатил за твиты пользователей 15 миллионов долларов, а Microsoft - 10 миллионов. Хотя BusinessWeek не уточняет условий сделки, надо думать, что речь идет о единоразовой, а не ежегодной выплате.
Twitter, основанный в 2006 году, является классическим примером сверхпопулярного стартапа, не научившегося зарабатывать на собственной популярности. В 2010 году Twitter вроде бы собирается размещать рекламу, однако как это будет выглядеть, доподлинно неизвестно. Использовать в качестве площадки сам сайт может быть невыгодно - основная, американская аудитория пользуется Twitter через мобильники и редко заходит на сам ресурс.
Главным источником финансирования для Twitter остается регулярная продажа себя мелкими частями инвесторам. При этом основатели отказываются продавать компанию, хотя инвесторы оценивают ее в миллиард долларов, а покупкой, по слухам, интересовался Google.
Тем временем Twitter, еще несколько месяцев назад очень быстро набиравший аудиторию, приближается к стагнации. По данным comScore, его всемирный рост замедлился - в ноябре число уникальных посетителей выросло всего на 3,5 процента по сравнению с предыдущим месяцем.
По октябрьской информации Hitwise, число американских пользователей идет на спад с июля 2009 года. Для сравнения, с мая 2008 по май 2009 года аудитория ресурса выросла на полторы тысячи процентов, то есть в 16 раз.
Еще в апреле аналитики из Nielsen объясняли, что за феноменальной популярностью Twitter скрываются не очень здоровые тенденции. По их данным, шестьдесят процентов микроблогеров, посетивших Twitter за месяц, на следующий месяц не возвращаются на ресурс.
Если верить Nielsen, то в 2008 году и вначале 2009-го Twitter удерживал менее 30 процентов своей старой аудитории, в то время как у обычных социальных сетей этот показатель достигает 60-ти, а позднее и 70 процентов.
Расчеты показывают, что при 30-процентном удержании аудитории рост популярности сервиса рано или поздно будет сильно ограничен, а это означает, что Twitter никогда не выйдет на один уровень с сетями, охватывающими широкую аудиторию. Речь идет о действительно массовых сервисах вроде Facebook, где зарегистрировано свыше 350 миллионов пользователей.
Twitter, несомненно, выглядит привлекательно, так как завладел незанятой нишей рынка, на котором не так просто придумать что-либо новое. Верящие в перспективы микроблогерских сервисов инвесторы могут успокаивать себя тем, что Nielsen не считает мобильных пользователей и из-за этого занижает показатель удерживания аудитории.
Тем не менее, факт остается фактом. Twitter публично так и не объявил о своей бизнес-модели, ограничившись сообщением о том, что в будущем он запустит платные услуги для корпоративных заказчиков, в частности маркетологов. Обеспечит ли это заметный регулярный доход - неизвестно.
Пока же пользователи, которые совсем не интересуются финансовыми и аудиторными показателями, самозабвенно оставляют в Twitter одну запись за другой. Сейчас число твитов составляет 6,8 миллиарда штук, что превышает население земного шара.