Восстанавливая звуковой баланс

Лучшие музыкальные альбомы 2009 года

2009-му, вероятно, суждено быть вписанным в музыкальные анналы со знаком минус, ведь именно в этом году мир лишился Майкла Джексона - неоспоримой легенды, пресловутого "короля поп-музыки", человека, со скоропостижной смертью которого "золотой век" (читай: ХХ век) фактически и завершился. Пожалуй, последний раз планету так лихорадило от смерти музыканта (нет, не в 1994-м, когда с собой покончил Курт Кобейн) только в 1980-м после убийства Джона Леннона. Уход Джексона ощутимо нарушил устоявшуюся картину мира, но словно бы по специальному небесному закону сохранения энергии звуковой баланс был восстановлен огромным количеством новой и хорошей музыки, вылившейся на наши уши в 2009 году.

Постарались многие. Неутомимый Джек Уайт собрал очередную супергруппу The Dead Weather; его тут же на повороте обошли Джош Омм, Дэйв Грол и Джон Пол Джонс со своими Them Crooked Vultures. Старина Игги Поп временно (а может, нет) подался в крунеры, а "ботаник" Джарвис Кокер наоборот заделался панком. Известный по Gorillaz и Gnarls Barkley продюсер Брайан Бертон (он же Danger Mouse) выпустил "виртуальный" альбом "Dark Night of the Soul" при участии друзей-коллег и самого Дэвида Линча. Идеолог Portishead Джефф Бэрроу вернул моду на краут-рок, поработав над второй пластинкой коллектива The Horrors и в собственном проекте Beak>. Возрожденные Alice In Chains напомнили о былом величии гранджа, а Pearl Jam сделали еще один шаг на пути к званию главной рок-группы США. Триумфально вернулись из небытия легенды британского ска Madness, а ирландцы U2 поразили масштабностью своего концертного тура, с которым они наконец-то доберутся до Москвы.

На поп-олимпе тон задали молодые "выскочки" Lady GaGa, La Roux и Little Boots. Бодрым танцевальным инди-роком порадовал французский квартет Phoenix. Прогрессирующую фолк-сцену очередными релизами поддержали Девендра Банхарт, Суфьян Стивенс и группа Grizzly Bear. На танцполах случился ренессанс стиля "балеарик", а в андерграундной американской тусовке славные коллективы Memory Tapes, Washed Out и Neon Indian заварили причудливый "гипнагогический поп". Подоспело свежее поколение шугейзеров (A Place To Bury Strangers, The Big Pink и Gliss). Ну и, наконец, не укладывающиеся ни в какие рамки экс-солист Japan Дэвид Сильвиан и Энтони Хегарти из Antony and the Johnsons явили публике свои очередные странные, но крайне интересные работы.

В России тоже все обильно цвело. Питерский НОМ записался "золотым" составом, после долгого перерыва выпустили пластинку "Колибри", дежурно отстрелялись "Аквариум", "Ляпис Трубецкой" и лидер "Аукцыона" Леонид Федоров в дуэте с Владимиром Волковым.

На звездном небосклоне засветились молодые да талантливые самарцы Bajinda Behind The Enemy Lines и москвичи Tesla Boy. Дельные альбомы предложили Lюк, Punk TV и лидер "Кирпичей" Вася Васин. А столичные хипстеры (они же передовой отряд меломанов) приняли на себя удар "белорусского нашествия" ("Кассиопея", "Петля Пристрастия", "Серебряная свадьба") и обрели новых кумиров в лице групп Narkotiki и Padla Bear Outfit.

В общем, худо-бедно баланс восстановили. И если не качеством, то количеством точно взяли. Всего перечисленного уже, в принципе, более чем достаточно для итогового хит-парада, однако ж, рискнем предложить вам еще 10 альбомов, без которых бы, по нашему скромному мнению, 2009 год не состоялся.

Everything is made in China - Automatic Movements

Московское трио с остроумным названием "Все сделано в Китае" принято проводить по ведомству пост-рока. Формально все признаки жанра налицо, но для EIMIC пост-рок лишь отправная точка. В их тщательно выстроенной минималистичной гитарной музыке с вкраплениями электроники и клавишных куда больше мысли и смысла, драйва и жизни, такта и достоинства, добра и света, наконец, чем у номинальных кумиров из первой половины нулевых, когда пост-рок был на пике популярности. На своей второй пластинке "Automatic Movements" EIMIC скорее напрашиваются на сравнение с Radiohead, но не по количеству заимствований, а опять же по широте творческого метода. Эта работа, равно как и их дебютный диск "4" 2007 года, - одна из немногочисленных крупиц в море отечественной музыки, которой можно и нужно гордиться и которую не стыдно показать разборчивым западным слушателям. Талант, молодость, позитив, перспективы, иными словами "Романтика года".

Послушать и посмотреть: Everything is made in China @ MySpace; Everything is made in China @ Last.fm; Everything is made in China @ YouTube

God Help The Girl - God Help The Girl

Есть в Шотландии одна замечательная группа. Belle & Sebastian называется. Местный культ, классики так называемого тви-попа. Однажды лидер группы Стивен Мердок написал пару песен, которые в его понимании не вписывались в концепцию коллектива. Ну, как не вписывались?! От женского лица должны были исполняться. Поразмыслив и сочинив еще несколько аналогичных творений, Мердок решил снять по мотивам фильм-мюзикл. Организовал пробы, отобрал несколько малоизвестных вокалисток, присовокупил два хита Belle & Sebastian "Act of the Apostle" и "Funny Little Frog", своего дружка Нила Хэннона из The Divine Comedy и записал отличный диск "God Help The Girl", он же саундтрек к будущему фильму, который ожидается в 2010-м. Вышло в духе старомодного ретро 1960-х, с затейливыми аранжировками и богатыми оркестровками. Радостно, изысканно и воздушно. Заимствуя термин предводителя "Мегаполиса" и лейбла "Снегири" Олега Нестерова, "Легкая музыка года".

Послушать и посмотреть: God Help The Girl @ MySpace; God Help The Girl @ Last.fm; God Help The Girl @ YouTube

Franz Ferdinand - Tonight: Franz Ferdinand

Есть в Шотландии одна замечательная группа. Стоп. Про Franz Ferdinand все и так все знают. Всеобщие любимчики. Признаться, ровно поэтому с января, когда вышел третий диск группы "Tonight: Franz Ferdinand", мы про них вообще не вспоминали (С любимыми же всегда так: можно годами не слушать и не замечать, но стоит кому-нибудь слово поперек сказать, и будешь с пеной у рта, если не кулаками, доказывать обратное). А вспомнили в октябре, когда "францы" сами пожаловали в Москву, чтоб представить пластинку живьем. И тут стало совершенно непонятно, как без этого альбома вообще можно жить. Без драйвовых боевиков "Turn It On" и "Live Alone", без мощнейших электронных экспериментов "Ulysses" и "Lucid Dreams", и без убойнейших хитов "No You Girls" и "Can't Stop Feeling". Как говорится, спасибо вам, "Модники года", что напомнили.

Послушать и посмотреть: Franz Ferdinand @ MySpace; Franz Ferdinand @ Last.fm; Franz Ferdinand @ YouTube

Iran - Dissolver

Пока все дружно поют осанны группе Animal Collective, воздадим должное другому важнейшему коллективу наших дней - TV on the Radio. Хоть команда и официально числится в творческом отпуске после заслуженного успеха прошлогоднего альбома "Dear Science", ее неугомонные участники уже с головой окунулись в сторонние проекты. К примеру, самый колоритный из членов TV on the Radio, бородач-очкарик Кип Мэлоун за год успел выпустить нуднейший сольник под вывеской Rain Machine, но также вспомнить про своего давнего приятеля, мультиинструменталиста и кинорежиссера Аарона Эйтса. Вместе они возродили совместную банду Iran и записали чудесную пластинку "Dissolver", в которой мелодичный инди-рок замешан пополам с разными индустриальными шумами, как любят современные меломаны. Может, кто и позаковыристей выступил, но у Эйтса с Мэлоуном точно душевнее вышло. "Психоделия года". И, кстати, раритет.

Послушать: Iran @ MySpace; Iran @ Last.fm

BLK JKS - After Robots

Следующую группу уже успели окрестить "африканскими TV on the Radio", но это далеко не главная их заслуга. "Черные валеты" из Йоханнесбурга, по крайней мере на своей дебютной записи "After Robots", изгаляются даже похлеще своих "праотцов". Тут тебе и регги на транквилизаторах, и африканские племенные пляски, и разудалая цыганщина, и запилы а ля King Crimson, и даже колыбельная на ночь, а в общем и целом, претенциозный арт-рок, до того ныне пребывающий не в фаворе, что уже пора формировать на него новую моду. Обеими руками за, особенно, если BLK JKS станут ее флагманами. Поживем-увидим. Пока же, лучший старт сезона и "Эклектика года".

Послушать и посмотреть: BLK JKS @ MySpace; BLK JKS @ Last.fm; BLK JKS @ YouTube

The Whitest Boy Alive - Rules

Большой умница Эрленд Ойе широкой публике может быть известен разве как исполнитель хитов "Poor Leno" и "Remind Me" своих земляков, норвежцев Royksopp. Для эстетствующих же меломанов он в первую очередь половинка акустического дуэта Kings of Convenience, ну а потом главарь немецкого квартета The Whitest Boy Alive, может статься, лучшей современной как бы рок-группы, исполняющей как бы электронную музыку. "Мальчик" и впрямь задумывался как проект электронный, но только вместо того, чтобы возиться с сэмплерами и драм-машинами, участники предприятия неожиданно схватились за традиционные гитару, бас, барабаны и клавишные. The Whitest Boy Alive, конечно, играют не электронику, а тихий минималистичный инди-поп, но в их музыке порой заложен такой мощный дискотечный грув, какой многим нынешним властителям танцполов и не снился. Полюбопытствуйте, например, как The Whitest Boy Alive исполнением трека "1517" (фактически парафраза бессмертной "Harder, Better, Faster, Stronger" Daft Punk) заставили пуститься в пляс целую берлинскую улицу. "Танцы года", не иначе.

Послушать и посмотреть: The Whitest Boy Alive @ MySpace; The Whitest Boy Alive @ Last.fm; The Whitest Boy Alive @ YouTube

Silversun Pickups - Swoon

2009 год, даже несмотря на появление дуэта La Roux, наконец подвел черту под наскучившей "дискотекой 80-х" (вон даже "Авторадио" смирилось) и положил начало ренессансу 90-х. Но путеводной звездой этого процесса стали вовсе не Alice in Chains (хотя, могли бы), а Silversun Pickups из Лос-Анджелеса. Коллектив, записавший крепкий, честный альбом "Swoon" родом словно из последнего десятилетия ХХ века. 10 треков (ни одного проходного!) первородного гранджа с четкой плотной ритм-секцией и жужжащими гитарами в духе дебютного диска The Smashing Pumpkins "Gish" 1991 года (то бишь тех давних деньков, когда Коргана еще даже не величали "лысым Билли"). Сравнение тем более напрашивается, что у групп одинаковые инициалы и в Pickups также на басу играет девушка. "Swoon" получился настолько пробивным, что даже удостоился номинации на "Грэмми-2010" в номинации "Дебют года" (даром, что свой первый мини-альбом Silversun Pickups выпустили еще в 2005-м). Ну, хоть так. На самом-то деле, "Рок-альбом года".

Послушать и посмотреть: Silversun Pickups @ MySpace; Silversun Pickups @ Last.fm; Silversun Pickups @ YouTube

Florence + The Machine - Lungs

У 23-летней британки Флоренс Уэлч, предводительницы проекта Florence + The Machine, великое множество конкурентов на поп-ниве. Есть старлетки привлекательнее и смазливее; есть поприбыльнее, те, у кого и тиражи побольше и места в хит-парадах повыше; есть даже более харизматичные. Только вот все они скоротечны - что называется, срубят бабла и уйдут в небытие. А Флоренс останется. Потому что делает умную поп-музыку; не ту, что погремела сезон на танцполе и стерлась из памяти после появления другого свежего хита, а ту, что разит в самое сердце наповал, западает в душу и становится символом своего времени. Песням Флоренс, как ни крути, ты не скажешь до свиданья, эти песни не прощаются с тобой. Здесь сразу же чувствуется масть, порода, которой так мало осталось в среде современных артистов. Это, как принято говорить, Артист с большой буквы. Хотя они тоже ведь разные бывают. Есть, например, Артист с большой буквы Мадонна, и есть Артист с большой буквы Кейт Буш. Флоренс Уэлч скорее уготован второй вариант, но будем рады ошибаться. Пока же, слушаем "Lungs" - безоговорочный "Поп-альбом года".

Послушать и посмотреть: Florence + The Machine @ MySpace; Florence + The Machine @ Last.fm; Florence + The Machine @ YouTube

Polly Jean Harvey and John Parish - A Woman A Man Walked By

Полли Джин Харви, коронованная первая леди рока, рвет душу на части уже второй десяток лет. То искрометным панком альбома "Dry", то яростной сменой настроений "Rid of Me", то меланхоличными "To Bring You My Love" и "Uh Huh Her". Она выдает прямолинейный рок ("Stories from the City, Stories from the Sea"), прикидывается чокнутой пианисткой ("White Chalk") или утопает в электронной неге ("Is This Desire?"). На диске "A Woman A Man Walked By", второй совместной работе с гениальным композитором, аранжировщиком и продюсером Джоном Пэришем, Полли суммирует все эти достижения, выводя их (и саму себя) на новый уровень. Местами творческий полет, ей-богу, граничит с абсолютом. Эти "места" можно закольцовывать и впадать под них в нирвану. Прыгнуть еще выше, вероятно, можно, но пока фантазии не хватает представить, на какой новой отметке будет закреплена планка. М-да, чересчур пафосная сентенция вышла, оформим посему поскромнее - "Дуэт года".

Послушать и посмотреть: PJ Harvey @ MySpace; PJ Harvey & John Parish @ Last.fm; PJ Harvey & John Parish @ YouTube

Tequilajazzz - Журнал живого

Дело даже не в том, что "Текила", которая, хочет она того или нет, остается одним из главных конструкторов современных российских звуковых ландшафтов, наконец, вышла из творческой спячки, длившейся долгих семь лет. Поражает то, как Евгений Федоров, копаясь в себе и "ведя личный ЖЖ", одними лишь деталями умудряется выхватить все самое важное из окружающей действительности, говоря уже и про тебя, и про меня, про всех. В мире лирического героя Tequilajazzz для всех и каждого найдется что-нибудь по вкусу, созвучное текущему моменту: самосозерцание ("Остров"), любовь ("Америки"), философствование ("Как о равном"), предчувствие беды ("Вот и утро, вот и кофе, все поет о катастрофе"), похмелье ("Нервы"), что угодно. Больше эмоций и переживаний на единицу музыкального пространства в 2009-м не смог предложить никто. "Альбом года".

Послушать и посмотреть: Tequilajazzz @ MySpace; Tequilajazzz @ Last.fm; Tequilajazzz @ Круги; "Журнал живого" @ Круги