За прошедший 2009 год ВВП в России снизился процентов на восемь. Все двенадцать месяцев шли массовые сокращения кадров. Серия скандалов, связанных с МВД, поставила под угрозу всю существующую силовую инфраструктуру страны. Словом, самое время было заняться интернетизацией России, к чему президент Дмитрий Медведев и приступил с большим энтузиазмом. Ему предстояло отстроить правительство, придумать новые законы и обеспечить все это различной техникой.
С тем, с чем нельзя справиться, лучше смириться. И напротив, надо навалиться на то, что по силам. Главное, не перепутать одно с другим. Дмитрий Медведев несколько лет назад, еще до того, как стал президентом, занимался созданием электронного правительства (за рубежом его называют e-gov). Тогда это ему не удалось.
Теперь, заняв кресло в Кремле, Медведев вновь подступился к старой задаче. 12 февраля президент яростно обрушился на электронное правительство, обозвав его "химерой". Он имел в виду, конечно, не то правительство, которое надо создать, а то, которое существует по факту. Особенно Медведева возмущало то, что везде стоят компьютеры, а документооборот ведется на бумаге.
Ради разбора завалов и уверенного запуска новой "химеры" была жестко реанимирована "Электронная Россия" - чуть ли не десятилетней давности федеральная программа, которая почти ничего электронного стране не добавила. Минкомсвязи разработало новый вариант программы, состоящей в основном из идеи обмена электронными документами между ведомствами и создания сайта для оказания государственных услуг гражданам.
Забавно - правительственный сайт госуслуг уже существует, вот только услуги на нем не предоставляются - лишь написано, какие документы требуются. Так называемый портал ОГИЦ, кроме отсутствия чего-либо полезного для обычного россиянина, прославился тем, что требует идентификации при помощи интеллектуальной смарт-карты. Чтобы ее получить, достаточно... собрать документы.
"Электронной Россией" и "Электронным правительством" теперь будут заниматься серьезные люди - достаточно сказать, что один из двух реализаторов программы - первый вице-премьер Сергей Собянин, а для решения вопросов по созданию портала привлекают Генпрокуратуру. По всем приметам, новый сайт будет интереснее старого.
Вместе с порталом gosuslugi.ru будут переделывать и сайты всех ведомств - их надо привести в порядок к 1 января 2010 года. В том виде, в котором они существуют, президенту правительственные интернет-ресурсы не нравятся.
Параллельно со всей этой кипучей деятельностью депутаты Госдумы в фоновом режиме вовсю готовили закон об интернете - настоящее его название гораздо длиннее, но суть именно такова.
Этот закон, вернее, разработка его концепции, был заказан "Единой Россией" Международному исследовательскому институту под руководством юриста Астамура Тедеева еще в октябре 2008 года.
В марте 2009 года концепция превратилась в законопроект, где впервые появились определения таких понятий, как "глобальная компьютерная сеть интернет" и "информационная сеть". Законопроект призывал защищать интересы россиян по всему миру - то есть, например, судиться с корейскими хакерами, устроившими DDoS-атаку на какой-либо рунетовский блог. Правда, как осуществлять подобную юридическую защиту потерпевшего на практике, законопроект не уточнял.
Еще раз концепция Тедеева, на этот раз предлагавшая разделить Рунет на "гуманитарную" и "экономическую" сферу, всплыла в Думе в апреле. Ее обещали официально представить в августе, но внятных сообщений о ней до конца года так и не появилось.
Зато появился (и был вовремя обезврежен Минкомсвязи) вариант закона об интернете, подготовленный Минюстом. Чиновники предложили ввести уголовную ответственность за взлом госсайтов, разрешить силовикам отключать от интернета пользователей и интернет-ресурсы, а также получать у провайдеров данные о клиентах. Общественная палата и правозащитники пережили несколько неприятных дней, изучая этот законопроект.
Впрочем, у чиновников, как в анекдоте, еще много хороших идей. В декабре, например, руководитель Роскомнадзора Сергей Ситников заявил, что электронные СМИ несут ответственность за комментарии, расположенные на их форумах. Он призвал редакции таких СМИ во избежание неприятностей модерировать форумы.
Заявление Ситникова потрясло сотрудников СМИ. Теперь проскочивший мимо них экстремистский или просто резкий комментарий на сайте грозит вынесением предупреждения всему изданию. Между тем читатель не подчиняется редакционной политике и не несет обязательств журналиста.
Превратится ли заявление Ситникова во что-то большее, покажет 2010 год.
Все это была "софтверная" часть. Однако ею чиновники и президент не удовлетворились. Перечислим пять "железных" направлений, которые попали под пристальный взгляд государственных мужей.
Во-первых, 2009 год можно назвать годом ГЛОНАСС-навигаторов - нашего ответа системе навигации GPS. Инженеры добились снижения стоимости и улучшения характеристик ГЛОНАСС-модуля. Теперь он не на порядок хуже и дороже, чем GPS, а лишь в несколько раз.
Чтобы защитить родное, законодатели всю вторую половину года пытались протолкнуть идею взимания очень крупных пошлин (по одним данным - 25 процентов, по другим - 50) на ввоз GPS-навигаторов без модуля ГЛОНАСС. Положение безвыходное - что бы ни выбрали производители, стоимость конечного прибора вырастет.
Во-вторых, второе по резкости IT-выступление Медведева, в котором он назвал "позорной" ситуацию с расчисткой частот под сети связи третьего поколения, волшебным образом сделало эти самые частоты свободными. Одно доброе слово (без пистолета, заметьте, положенного по рецепту Аль-Капоне) помогло за месяц решить затруднение, которое не сдвигалось с места несколько лет.
В 2010-й год Москва, которой не давали возможности развернуть перспективные сети военные, войдет с 3G. Можно поставить галочку и абстрагироваться от того, что предложенный диапазон позволит операторам поставить гораздо меньше станций, чем требуется для устойчивого приема.
В-третьих, одновременно с 3G активно развивается WiMAX, относящийся уже к четвертому поколению сетей связи. О том, что он очень нравится Медведеву, стало известно в апреле 2009 года, после выступления президента перед руководством "Единой России".
Уже принята программа по развертыванию сетей WiMAX в сорока регионах России к 2012 году. Правда, как и в истории с ГЛОНАСС, тут есть маленький нюанс - для покрытия можно использовать только базовые станции российского производства. Остается уповать на изворотливость подрядчиков, потому что в России эти станции просто не производятся.
В-четвертых, к сожалению, любовь президента к WiMAX была недолговечной. Поздней осенью представители сотовых операторов подсказали ему новое направление для обожания. Речь идет о технологии LTE, которая в лучшем случае будет внедрена через несколько лет.
Это очень перспективный стандарт связи, он, возможно, заменит GSM в Европе, даром что обеспечивает передачу данных на скорости в сотню мегабит в секунду. Плохая новость - на LTE, как когда-то на 3G, снова не хватает частот. Последние, правда, можно взять у операторов WiMAX - такие предложения уже появились.
Таким образом, два перспективных стандарта связи будут ломиться в одну и ту же дверь и победит, конечно, тот игрок, который заручится государственной поддержкой.
В фильме Kill Bill был смертельный удар пятерней - им главная героиня в конце концов расправилась с главным злодеем и, по совместительству, отцом ее ребенка. Беда в том, что этому удару учит только один сенсей, да и тот существует лишь в фильме.
Массированный натиск информатизации, который мы наблюдаем - это слабый удар растопыренной пятерней по инертному обществу.
Нельзя интернетизировать все население, выбрав сразу с десяток направлений развития. Нельзя, подписав документ, думать, что теперь уж все будет сделано как следует. Нельзя силой голоса расчищать диапазоны - трудностей столько, что никаких угроз не хватит.
Да и привыкли у нас уже даже фанатизм изображать без фанатизма. В самом деле, не будут же в новом году президент с вице-премьером лично обходить министерства, стучаться в двери и на вопрос "кто там" отвечать "свидетели e-gov'а". Или будут?