То, что калининградский митинг стал необычным для России и вообще событием в какой-то мере знаковым, стало ясно уже в день его проведения, 30 января. Во-первых, акция была непривычно массовой по нынешним временам: как говорят ее участники, на центральную площадь пришли до 12 тысяч человек. Во-вторых, очень пестрой: общие экономические требования (отмена повышения ставки транспортного налога) объединили коммунистов и байкеров, "Левый фронт" и "Яблоко", сторонников Немцова и Жириновского. В-третьих, она прошла под поразительно смелыми политическими лозунгами: митинговали за возвращение выборности глав регионов, отставку губернатора Бооса и премьера Путина. Сейчас знаковость калининградского события стала только яснее: прошло уже несколько дней, а страсти никак не улягутся.
Федеральные власти были застигнуты калининградскими протестами врасплох, пишет газета The New York Times. В правоте этого утверждения убеждают суета и суматоха, которые начались сразу после митинга.
Главным действующим лицом стал, конечно же, губернатор Георгий Боос. Для начала произошла таинственная история с правом чиновника на отдых. Прямо в день митинга, 30-го числа, журналистам "Нового Калининграда" сообщили, что с 1-го февраля Боос отправляется в двухнедельный отпуск. Решение более чем странное - губернатор покидал свою область в тот момент, когда она оказалась в центре всеобщего внимания, да еще и в невыгодном для него свете. Противники региональной власти сразу начали говорить: все к тому, что из отпуска Боос уже не вернется.
1 числа, однако, выяснилось, что Боос в отпуск не поехал, а напротив, вышел на работу. Какие соображения тут сработали, неизвестно. Может быть, желание сказать недоброжелателям "не дождетесь!" и продлить свою политическую жизнь. А может, Бооса вернули в губернаторский кабинет указания из Москвы. Так или иначе, однако очевидно, что работы у калининградского руководителя сейчас и впрямь много.
И Боос взялся за дело. Прежде всего он выступил с шокирующим заявлением о том, что в региональных избирательных бюллетенях ему не хватает графы "против всех", и пообещал попросить региональных депутатов подготовить законопроект о ее возвращении. Некоторым, конечно, слова Бооса могут показаться банальными, однако в соответствии с нынешним курсом властей они звучат прямо-таки провокационно. "Это точка зрения человека, и будет хуже, если он не сможет ее выразить. Реакция избирателей на эту графу поможет и партиям, и власти объективно оценить степень своей популярности и востребованности", - пояснил свою позицию Боос на заседании областного политического консультативного совета.
Однако уже на следующий день было распространено сообщение, согласно которому Георгий Боос никогда не заявлял о необходимости вернуть графу "против всех" в бюллетени. "Уход от решения проблемы, а именно таковым, в действительности, являлась графа 'против всех', не ведет к конструктивному диалогу, это, по сути, дорога в никуда, это лишение права избирателя быть услышанным", - заявил губернатор. В искажении слов чиновника, как это обычно бывает, обвинили журналистов. Правда, по просьбе "Нового Калининграда" четверо участников заседания, прошедшего накануне, подтвердили, что своими ушами слышали, как Боос ратовал за спорную графу. Кроме того, остался официальный пресс-релиз администрации Бооса - его текст есть, например, у "Коммерсанта".
Еще одна загадочная история - это слухи о том, что после антипутинского митинга "Единая Россия" в срочном порядке собирает в регионе митинг пропутинский и пробоосовский. Так срочно, что якобы даже не собирается просить у местных властей разрешения на проведение акции, как это положено, за 10 дней. Эти слухи тоже опровергли. Замсекретаря генсовета партии Сергей Неверов заявил, что прежде чем предпринимать какие-то ответные действия, надо "посмотреть, насколько граждане были дезинформированы". Дезинформировала граждан, конечно, оппозиция.
С точки зрения партии власти, в Калининграде на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. "Я не думаю, что состоявшиеся митинги оппозиции в Калининграде, Москве и других городах являются реальным сигналом роста недоверия населения к власти", - заявил депутат Госдумы Руслан Кондратов. Однако судя по другим признакам, власти все же стало как-то не по себе.
Свидетельствует об этом, прежде всего, то, что в Калининград в срочном порядке отправились полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов и заместитель генерального прокурора Александр Гуцан. Они должны были выяснить, почему прошел столь массовый митинг протеста. С теми же целями туда же должна была направиться и президентская комиссия Контрольно-ревизионного управления. Более того, по неподтвержденным данным "Коммерсанта", Боос лично нанес однодневный визит в Москву. Наконец, "Ведомости" пишут, что в Калининград отправился руководитель управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун.
Не менее интересным следствием стала и отставка в Кремле. По данным тех же "Ведомостей", был уволен так называемый куратор Калининградской области в администрации президента Олег Матвейчев. Советника администрации, а ранее - известного политтехнолога и философа, попросили написать заявление по собственному желанию, пишет газета. По данным источников "Ведомостей", Матвейчев стал невинной жертвой: он-то как раз якобы предупреждал о том, что ситуация в области накалилась, однако оставить митинг совсем без оргвыводов ответственные лица не могли. Появится ли в администрации новый "смотрящий" за Калининградом, пока неизвестно. Отметим, что "Коммерсант" предсказал еще одну отставку - по мнению журналистов, своего поста может лишиться председатель парламента Калининградской области, лидер местного отделения "Единой России" Сергей Булычев.
Наконец, один из организаторов митинга, лидер регионального движения "Справедливость" Константин Дорошок был приглашен на разговор к самому Боосу. О чем оппозиционер и губернатор будут говорить 4 февраля, пока неизвестно, однако то, что встреча состоится, уже можно считать большой победой тех, кто 30 января вышел митинговать: их голоса услышали.
Лидеры "Единой России", публично высказывающиеся в связи с митингом, склонны обвинять в его организации "давно известных персонажей от политики", как выразился Владимир Пехтин. По его мнению, жители Калининграда, пришедшие "на митинги так называемого протеста по повышению тарифов", были просто обмануты оппозиционерами, преследовавшими свои циничные цели.
Однако реальные действия чиновников - проверки, срочные командировки, отзывы из отпусков, наконец, отставка, - говорят о том, что митинг был воспринят крайне серьезно. Главное свидетельство этого - то, что на разговор с губернатором пригласили не Немцова или Яшина, также поднимавшихся в тот день на трибуны, и не коммуниста или ЛДПРовца, а лидера местного движения, выражающего конкретные интересы простых калининградцев.
Массовые митинги в России случаются не так часто. За последнее время можно вспомнить, пожалуй, лишь акции владивостокских автомобилистов против повышения пошлин на ввоз подержанных иномарок, разгонять которых специально привозили подмосковный ОМОН. Перед этим была еще одна вспышка столь же ярких событий, которые заставили Кремль нервничать - борьба граждан с монетизацией льгот. Если для борьбы с теми не очень многочисленными гражданами, которые прилюдно собираются под политическими лозунгами (вроде участников "Маршей несогласных"), у властей есть наработанные методы, то выхода на улицы по-настоящему широких слоев, объединенных экономическими требованиями, чиновники всех рангов не на шутку боятся.
До каких требований могут додуматься калининградцы, если власть не пойдет им навстречу, страшно и представить. На местных форумах, по крайней мере, пишут, что с плакатами "'Единая Россия' - убирайся в Россию" на улицы уже выходили...