Среда обитания

От Москвы до самых до окраин Иностранные ритейлеры в кризис открыли магазины в России

Кризис, под знаком которого прошел весь 2009 год, заставил многие торговые компании изменять принципы работы в резко изменившихся условиях. Впрочем, международные операторы крупноформатной торговли, представленные в России, расценивают сложившуюся ситуацию как возможность укрепить свои позиции на рынке. В прошлом году почти все крупные иностранные ритейлеры открыли еще по нескольку магазинов в Москве и регионах. Россия была и остается одним из самых интересных рынков для иностранных ритейлеров, несмотря на кризис — последние шесть лет она входит в первую тройку стран, приоритетных для международной экспансии. В 2009 году Россия заняла второе место в GRDI - индексе привлекательности стран для международных ритейлеров, проводимом ежегодно компанией A.T. Kearney. Российский рынок продолжает показывать хорошую динамику продаж и покупательского спроса. При этом концентрация конкуренции в сегментах российского рынка по сравнению с Европой остается довольно низкой, а это важный момент для операторов, принимающих решение о вхождении в страну.
По словам исполнительного директора компании "Магазин Магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis Евгения Коврова, даже сейчас ситуация на российском рынке оценивается как благоприятная для развития. "В частных разговорах многие иностранные представители прямо говорят о том, что обновленный рынок стал гораздо более адекватным с точки зрения коммерческих условий, - отмечает эксперт. - Имеются в виду приемлемые ставки, использование процента от оборота, объективная индексация, длинные договоры и другие признаки нормального рынка, которых раньше не отмечалось. Причем в некоторых форматах наблюдается даже конкуренция, поскольку с рухнувшим объемом нового строительства предложение некоторых площадей значительно ниже того спроса, который демонстрируют ритейлеры. Поскольку отвечающих запросам вариантов аренды не так много, прием заявок по ним иногда напоминает аукцион".
Генеральный директор ООО "Реал,- Гипермаркет" Антониу Баптишта, добавляет, что снизившиеся цены на землю и арендные ставки позволяют сегодня заняться проектами, которые еще недавно были слишком дорогими.
Что русскому привычно... Международные торговые операторы неоднократно заявляли, что развитие их бизнеса в России могло бы быть еще более активным, если бы не административные барьеры и бюрократическая волокита. "По сравнению с другими странами, в России необходимо наличие гораздо большего количество документов для ведения нашего бизнеса,- отмечает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry России Оксана Токарева. - Кроме того, процесс согласований при получении нужных документов достаточно долгий. Зачастую нормативная база претерпевает изменения в короткий срок, в результате чего нам требуется некоторое время для адаптации".
По словам Антониу Баптишта, основная причина, по которой "Реалу,-" приходилось отказываться или, точнее, откладывать на какое-то время приход в регион - это неудовлетворительное качество участков, предложенных под застройку. Приходилось ждать новых, более выгодных предложений.
Среди критериев отбора важную роль для Metro играют такие факторы, как экономический потенциал города или области, конкурентная среда региона, территориальное расположение участка с точки зрения его близости к крупным магистралям, наличие удобных подъездных путей, наличие и возможность проведения коммуникаций, и близкое расположение к операторам ресторанно-гостиничного сегмента и трейдеров (розница малых форматов). Подготовительные работы на участке, также как и все стадии строительства объекта проходят с непосредственным участием специалистов компании, осуществляющих строгий контроль над всеми процессами..
Сети "Real,-", например, интересны участки под строительство от 3 гектаров в густонаселенных жилых микрорайонах вблизи главных дорог, которые позволят посетителям легко добираться до магазина не только на машине, но также на общественном транспорте и пешком. Кроме того, компанию интересуют помещения для покупки или аренды площадью от 10 тысяч квадратных метров на первых (или первых-вторых) этажах зданий.
Антикризисная экспансия По данным компании Colliers International, 2009 год пополнил список присутствующих на российском рынке торговых марок. Среди них гипермаркет мебели и товаров для дома Kika, универмаг H&M, а также такие марки, как River Island, Ipekyol, New look, Bebe, Gap, Nucleo, Centro, Fun City. Кроме того, на рынок торговой недвижимости планируют выход универмаги Debenhams и Harvey Nichols, английский супермаркет Sainsbury's, одежные бренды Tally Weijl и Li Ning, а также сеть обувных магазинов демократичного сегмента Payless Shoes. Компания Decathlon выводит на рынок свой бренд - Koodza (жесткий дискаунтер, занимающий меньшие площади и представляющий преимущественно товары, которые являются лидерами продаж в магазинах Decathlon), Castorama - оператора City Format, который занимает меньшие площади. Наряду с магазинами, работающими по франшизе, первые собственные магазины в России открывает компания Nike.
Крупные торговые операторы, которые уже давно работают на российском рынке, в прошлом году укрепляли свои позиции преимущественно в регионах. Немецкий оператор Metro Cash & Carry за год открыл четыре новых торговых центра: в Брянске, Новосибирске, Кирове и Железнодорожном Московской области. Теперь Metro оперирует 52 торговыми центрами в 36 регионах РФ. Совокупная площадь всех российских торговых центров "МЕТРО Кэш энд Керри" составляет 427,139 квадратных метра, при этом свои площади компания в аренду не сдает. По словам Оксаны Токаревой, наиболее интересными регионами для дальнейшего развития компании сегодня являются Центр, Урал и Сибирь.
"Real,-Гипермаркет" (подразделение немецкой сети гипермаркетов "Real,-") в России представлена 15-ю магазинами. Три из них расположены в Москве, два - в Санкт-Петербурге, и по одному в Казани, Тольятти, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Липецке, Саратове, Тамбове, Иваново и Ростове-на-Дону. В 2009 году сеть открыла еще три новых гипермаркета в Иваново, Тамбове и Ростове-на-Дону. Теперь суммарная площадь торговых площадей "Real,-" составляет более 3,1 миллиона квадратных метров (часть из них сдается в аренду). На сайте компании сказано, компания планирует открывать свои магазины во всех городах с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек, а в каждом городе-миллионннике планируется размещение, по крайней мере, трех гипермаркетов.
Кроме того, один супермаркет добавился в список московских магазинов немецкой сети "Билла", два гипермаркета для ремонта и дачи (в Омске и Волгограде) разместил ритейлер OBI и один открыла шведская IKEA в Адыгее.
Под управлением французской сети "Ашан" находятся более 30 магазинов в России формата "гипермаркет Ашан", "Ашан-Сити" и "Ашан-Сад". Ритейлер открыл в 2009 году шесть магазинов в Москве и регионах - из них два магазина нового для российского рынка экономичного формата под брендом "Радуга", где покупатели могут самостоятельно оплачивать свои покупки в автоматических кассах. Еще шесть магазинов оператор планирует открыть в 2010-м: в Санкт-Петербурге, Самаре, Казани и Уфе.
Конечно, кризис внес определенные коррективы в планы ритейлеров. В 2008 году большинство торговых сетей могли себе позволить открыть по нескольку торговых точек в регионах, в 2009 многим пришлось ограничиться единичными размещениями. Но поскольку, как утверждают аналитики, пик кризиса уже пройден, а Россия с точки зрения торговых форматов по-прежнему остается "не паханным полем" - можно не сомневаться, что активная экспансия продолжится.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше