Проведенное в Великобритании исследование показало, что большинству офисных работников эффективно справляться с обязанностями мешают сварливые и раздражительные коллеги. Более трети опрошенных британцев заявили, что угрюмые лица и не очень вежливое поведение людей, с которыми они проводят в одном помещении по восемь часов в день, серьезно портят им жизнь.
Судя по результатам британского опроса, повседневная офисная жизнь вообще представляется большинству британцев сущим адом. Одни коллеги портят настроение своими кислыми лицами, другие - громкими разговорами по телефону, третьи - чавканьем и шуршанием пакетами с чипсами. При этом кому-то слишком холодно, а кому-то всегда душно, поэтому подобрать оптимальные настройки кондиционера почти невозможно. Туалеты плохо вымыты, да еще и бывают заняты слишком долго. Сбоящие и тормозящие компьютеры заставляют британцев делать нежелательные перерывы, нервничать, а порой и вовсе норовят уничтожить результаты труда последних пятнадцати минут. Ну и как тут быть в хорошем настроении?
Похоже, что, поставив коллег на первое место в списке нервирующих факторов, британские офисные работники не покривили душой. По крайней мере, россиян тоже очень многое не устраивает в поведении людей, с которыми они делят рабочее помещение. Согласно недавнему опросу, проведенному порталом SuperJob.Ru, всего 15 процентов россиян не раздражаются из-за привычек коллег. Остальные 85 процентов в той или иной мере страдают от своего окружения.
Самый популярный среди россиян повод для жалоб - курение коллег. При этом курильщики не могут избежать нападок даже в тех случаях, когда курят на улице или в специально отведенном помещении. Некурящих офисных работников раздражает сам исходящий от коллег и их одежды запах табачного дыма. И таких людей немало - 13 процентов. Еще 9 процентов жалуются на пустую болтовню коллег, отвлекающую от рабочего процесса, 6 процентов - на бестактность и навязчивость, по 3 процента - на высокомерие, безответственность, манкирование обязанностями, громкую речь и опоздания. По два процента россиян пожаловались на глупость своих коллег, на их лень, вечные перекусы, чаепития и личные разговоры по телефону. Наконец, еще 3 процентам тяжело находиться в офисе из-за того, что коллеги постоянно чешут или припудривают носы, жуют зубочистки или хрустят суставами пальцев.
Надо сказать, что за определением "навязчивость" могут скрываться самые разные вещи. Например, мало кто любит, когда коллеги без разрешения берут со стола их личные вещи, будь то сувениры или фотографии, и начинают вертеть их в руках. Несмотря на незначительный с виду повод, подобное вторжение в личное пространство может привести к настоящим конфликтам в коллективе.
О людях, которые без зазрения совести берут из офисных холодильников чужие продукты, написано немало гневных постов в блогах и на форумах. Офисные работники из разных стран с удовольствием делятся остроумными, с их точки зрения, способами отучить прожорливых коллег утолять голод чужими обедами. Так, предлагается оставлять в качестве ловушки знаменитый коктейль из колы и "Ментоса" (незаметно открыть такую бутылку у воришки не получится) или еду со слабительным (крайне жестокий способ), вешать на холодильник оскорбительные записки или подписывать каждый бутерброд своим именем. Самым гуманным (и, по многочисленным свидетельствам, эффективным) способом является хранение еды в общем холодильнике в непрозрачной упаковке. Скорее всего, у любителя чужих продуктов просто не будет времени разворачивать пакет или оберточную бумагу, чтобы посмотреть, что там лежит.
Многие жалобы на коллег связаны с культурными различиями. Иногда европейцы и американцы просто не способны выносить запах еды, которую их азиатские или ближневосточные коллеги разогревают в общей микроволновке на офисной кухне. Впрочем, даже в рамках этнически однородного коллектива бывают ссоры по поводу ароматных котлет с чесноком или наваристого борща. Да и запахи парфюмерии могут стать серьезным поводом для конфликтов. В конце прошлого года в муниципалитете шведского города Мотала произошла самая настоящая драка: одна из сотрудниц попыталась задушить другую из-за слишком сильного запаха духов.
В общем, если прислушаться к жалобам, высказанным в ходе опросов, получается, что идеальный коллега должен обходиться вообще без еды, воды и сигарет, всегда приходить на работу вовремя, охотно и с приветливым выражением лица брать на себя чужие обязанности, не страдать от нервных тиков, не напевать под нос и не разговаривать с самим собой, с готовностью поддерживать беседу, но не начинать диалог первым, всегда держать мобильный телефон в бесшумном режиме и не оставлять на столе наушники, из которых играет музыка. Только вот где бы такого найти?
Юлия Савицкая