Кризисная диета

Москвичи ежедневно стали есть на тысячу тонн продуктов меньше

Кризис, в 2009 году негативно сказавшийся на всех отраслях отечественной экономики, заставил россиян потуже затянуть пояса и до предела урезать собственные расходы на все, что можно: на автомобили, сотовую связь, поездки в тот или иной город, на продукты, наконец. "Сесть на диету" россиянам пришлось не только в переносном, но и в прямом смысле. Жители Москвы, крупнейшего города в стране, в прошлом году сократили количество потребляемого продовольствия на тысячу тонн по сравнению с 2008 годом.

По данным московского департамента продовольственных ресурсов, в 2009 году жители столицы потребляли в сутки в среднем 31 тысячу тонн продуктов. Годом ранее среднесуточное потребление продовольствия москвичами составляло больше на тысячу тонн. Прогнозируется, что к 2012 году горожане не только вернутся к докризисным объемам потребляемой еды, но и увеличат его - до 32,7 тысячи тонн.

Согласно подсчетам Мосгорстата, несмотря на то, что среднедушевые доходы москвичей в прошлом году выросли до 44459 рублей - на 22,9 процента по сравнению с 2008 годом (когда этот показатель составил 36185 рублей), покупки жители столицы делали реже.

Так, на покупку товаров и оплату услуг горожане потратили на 11,4 процента меньше средств, чем годом ранее - 63 процента своих доходов. Затраты на покупку валюты москвичи сократили на 6,9 процента, а на обязательные платежи и взносы - на 6,1 процента. При этом на покупку валюты и обязательные платежи жители Москвы в целом выложили примерно десятую часть общих доходов.

При этом из данных столичных статистиков, в общем-то, понятно, каким образом жители города распорядились своими деньгами: они предпочли приберечь их "на черный день". Доля отложенных москвичами средств в 2009 году выросла в семь раз - до 19,6 процента от общих доходов. В 2008-м "в кубышку" попали только 2,8 процента от доходов.

Впрочем, газета "Ведомости" приводит мнение экспертов Центр макроэкономического анализа, которые считают, что сокращение потребления продуктов связано не столько с экономией на еде, сколько с тем, что из-за большого числа увольнений число москвичей уменьшилось. Соответственно, и есть оставшиеся жители города стали меньше.

Экономисты напомнили, что в первом полугодии 2009 года в Москве было отмечено большое число увольнений в банковском секторе, строительстве, торговле автомобилями, консалтинге и сфере обслуживания. При этом столичный департамент по труду и занятости в прошлом году отмечал, что примерно 40 процентов сокращаемых сотрудников проживает за пределами города.

Косвенно мнение Центра макроэкономического анализа подтверждают данные по пассажиропотоку в метро. В декабре 2009 года начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев посетовал, что метро теряет пассажиров: "Ежедневно услугами метро пользовалось на 600-800 тысяч человек меньше". Предположительно, по итогам года пассажиропоток метро снизился на семь процентов до 2,2 миллиарда человек.

Не только в Москве

Экономили на покупках в прошлом году из-за кризиса все россияне, а не только пресыщенные (как считают в регионах) столичные жители. К примеру, рынок мобильных телефонов в России сократился на четверть. Абоненты все чаще стали переходить на более низкие тарифы, а операторы - предлагать "нулевые" или близкие к таковым расценки.

Уже за первые шесть месяцев 2009 года число поездок россиян за границу снизилось более чем на 20 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Жители России также стали меньше ездить на поездах - пассажиропоток РЖД только за первые девять месяцев прошлого года уменьшился на 10,9 процента.

На покупку жилья жители России потратили в прошлом году вдвое меньше средств, чем в 2008-м. Объем сделок с недвижимостью в стране по итогам прошлого года снизился в среднем на 25 процентов.

Примерно в три раза сократились и затраты россиян на приобретение новых автомобилей. Средняя стоимость покупаемой машины тоже снизилась - почти на три тысячи долларов (с 22,8 до 19 тысяч долларов).

Кроме того, по данным ВЦИОМ, половина россиян в условиях кризиса стали экономить на еде, 44 процента - на покупке одежды и обуви, 29 процентов - на отдыхе и отпуске.

В сложившейся экономической ситуации жители страны с опаской стали относиться к возможности открыть собственное дело. 55 процентов россиян, опрошенных ВЦИОМ, заявили, что не хотят обзаводиться собственным бизнесом.

В конце прошлого года стали известны результаты исследования, проведенного компанией Nielsen. Данные свидетельствуют, что 51 процент жителей России планируют откладывать деньги на случай непредвиденной ситуации. При этом по сравнению с летом 2009 года число человек, решивших копить средства "в чулке", увеличилось на семь процентов.

Решение россиян объяснимо. Из данных Nielsen следует, что большая часть жителей страны, у которых имелись сбережения, из-за кризиса были вынуждены их затронуть. При этом 15 процентов россиян полностью потратили накопленные средства, а еще 36 процентов - частично израсходовали их.

Понятно, что экономический кризис закончится не завтра. Ожидается, что российский бюджет будет дефицитным в течение ближайших трех лет, а одной из главных проблем, с которыми предстоит бороться властям, является безработица.

А значит, россиянам придется и дальше думать, на чем бы сэкономить.

Экономика00:0118 ноября

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого