РЕАЛьные деньги

Мадридский суперклуб заработал в прошлом году 400 миллионов евро

Самый большой доход среди футбольных клубов мира по итогам сезона 2008/09 получил мадридский "Реал", заработавший рекордные 401,4 миллиона евро. Таковы результаты ежегодного исследования аудиторской группы Deloitte. В тройку самых богатых вошли также "Барселона" и "Манчестер Юнайтед", причем по сравнению с аналогичным отчетом годом ранее испанский и английский суперклубы поменялись местами. Мадридисты удерживают лидирующую позицию среди самых богатых с момента первой публикации рейтинга (по итогам сезона 2004/05). Российских команд в двадцатке наиболее доходных не оказалось.

Инновационный подход Переса

"Реал" безраздельно доминирует в футбольных финансах на протяжении всех 2000-х годов. Причиной является не только "природная" популярность клуба, но и уникальная бизнес-стратегия его президента Флорентино Переса. Впервые получив пост руководителя Los Merengues ("сливочных") в конце 1990-х, он немедленно приступил к революционным переменам. "Реал" стал скупать не просто самых лучших, но и самых широко разрекламированных и известных футболистов в мире.

В 2000 году в Мадрид прибыл Луиш Фигу, в 2001-м - Зинедин Зидан, за ним последовали Роналдо и Дэвид Бекхэм. Все эти покупки совершались по умопомрачительным ценам. Команда получила прозвище "галактикос", что намекало на ее звездный состав. При этом несколько игроков основного состава были проданы. Эта политика называлась "Зиданы и Павоны", то есть сочетание немногочисленных суперзвезд и воспитанников собственной футбольной академии.

С точки зрения достижения спортивного результата эта линия оказалась неудачной, если не сказать провальной. Первое время "Реал" по инерции одерживал победы как в чемпионате Испании, так и в Лиге Чемпионов, однако к сезону 2003/04 годов порочность такой практики дала о себе знать. Суперзвезды играли не всегда так хорошо, как того от них ожидали, кроме того, заменить их в случае травмы или усталости было некем, поскольку множество сильных игроков было продано, а молодежь не оправдала надежд. В конечном итоге "Реал" уступил лидерство на Пиренеях "Валенсии" и "Барселоне", да и в Лиге Чемпионов перестал прорываться дальше четвертьфиналов.

Однако парадокс современного футбола заключается в том, что спортивные победы и доходы не всегда идут рука об руку. Покупка самых-самых не позволила "Реалу" завоевывать трофеи, зато оказалась маркетинговой находкой. "Сливочные" вышли на поистине бездонный рынок Восточной Азии, где местные болельщики, быть может, не слишком хорошо разбирались в футболе, но наиболее разрекламированных звезд прекрасно знали. И охотно покупали майки с номерами Бекхэма, Зидана и Роналдо. Кроме того, "Реал" крайне успешно продавал в этот регион телетрансляции собственных матчей.

В результате, когда в 2005-м году Перес проиграл перевыборы президента, а его преемник Рамон Кальдерон стал строить клуб с более сбалансированным составом, коммерческие успехи мадридского суперклуба помогли ему раскрутиться и зарабатывать огромные деньги вне зависимости от конкретных имен игроков. Выручка "Реала" росла год от года. В 2005-м она составляла 276 миллионов евро, спустя два года достигла 350 миллионов, а в минувшем сезоне переросла 400-миллионную отметку. Доходы клуба изменялись, однако все это время он был на вершине списка самых богатых клубов мира.

Характерно, что до сих пор основную часть дохода "сливочных" составляют продажи телетрансляций, а также реклама и торговля атрибутикой (в сумме - около 75 процентов). В 2009-м году бизнес-модель Переса получила свою вторую инкарнацию, когда он вновь победил на президентских выборах. В межсезонье клуб совершил несколько суперсделок, приобретя Криштиану Роналду, Кака, Карима Бензема и Хаби Алонсо на общую сумму более 200 миллионов евро. Заметим, что определенные выводы из предыдущей эпопеи Перес сделал. Состав клуба остался достаточно сбалансированным, а суперзвезд страхует не малоопытный молодняк, а такие незаурядные мастера, как Рафаэль Ван Дер Варт, Лассана Диарра, Серхио Рамос и Гонсало Игуаин. Так что на сей раз и чисто игровые показатели в загоне не окажутся.

В отличие от прошлого года, на второе место в рейтинге вышел вечный противник "Реала" - каталонская "Барселона", потеснившая на этой позиции "Манчестер Юнайтед". "Сине-гранатовые" заработали в 2008/09 году 365,9 миллиона евро, а соотношение продаж билетов и рекламно-телевизионной выручки оказалось примерно таким же, как и в Мадриде - 26 процентов против 74.

Во многом "Барселоне" помогло ее феерическое выступление в минувшем сезоне, когда команда сумела выиграть одновременно чемпионат и кубок Испании, а также Лигу Чемпионов. Успешные результаты оказались катализатором роста интереса к команде. При этом стоит отметить, что "Барселона" могла бы зарабатывать еще больше, если бы имела титульного спонсора (команда принципиально отказывается размещать чьи-либо логотипы на футболках всю свою историю, и лишь в прошлом году исключение было сделано для ЮНИСЕФ, причем клуб разрешил разместить социальную рекламу совершенно бесплатно).

Интересно, что хотя две испанские команды возглавляют список самых доходных клубов, больше в топ-20 от Deloitte представителей Ла Лиги нет. Это кажется удивительным с учетом того, что испанский чемпионат - второй, если верить рейтингам УЕФА, по силе в Европе, а "Валенсия", "Севилья" и мадридский "Атлетико" - команды со всемирно известным именем. Дело тут в том, что эти клубы пока не слишком удачно ведут маркетинговые кампании на мировом рынке, а внутренний испанский в известной степени ограничен и находится в тени противостояния "Реала" и "Барсы". Испанским клубам второго порядка приходится ориентироваться на своих наиболее преданных болельщиков, а их число, хоть и достаточно велико, но рассчитывать на сотни миллионов дохода не позволяет. Кроме того, свою роль играет и система заключения телевизионных контрактов в Испании, не предусматривающее централизованного распределения средств. "Барселона" и "Реал" снимают все сливки, остальным же достаются лишь крошки с барского стола.

Болельщики - главное богатство

Самое большое представительство среди "большой двадцатки" клубов Deloitte имеют команды из английского чемпионата. Всего их семь - "Манчестер Юнайтед" (3-е место, 327 миллионов евро дохода), "Арсенал" (5-е), "Челси" (6-е), "Ливерпуль" (7-е), "Тоттенхэм" (15-е), "Манчестер Сити" (19-е) и "Ньюкасл" (20-е). Последний, к слову, в минувшем сезоне вылетел из Премьер-Лиги, что вновь наглядно показывает частое несоответствие футбольных результатов с финансовыми позициями клуба.

В отличие от команд из Испании, для английских клубов главным источником дохода является продажа билетов. Если "Реал" и "Барселона" получают от этой статьи лишь четверть выручки, то "МЮ" собирает со своих активных болельщиков 39 процентов дохода, а "Арсенал" - и вовсе 45 процентов. Исключением в этом списке выглядит "Ливерпуль", чья фанатская база позволяет выручать только 50 миллионов евро (23 процента от доходов). Это весьма странно, с учетом огромной популярности самого титулованного клуба Англии, но, по-видимому, объясняется неудачным менеджментом, а также сравнительно небольшой вместительностью стадиона "Энфилд".

На третьем месте по количеству команд в топ-20 расположилась не итальянская Серия А, как можно было бы подумать, а немецкая Бундеслига. Она представлена пятью клубами, лучший из которых - "Бавария" (289,5 миллиона евро дохода) - занял четвертое место. "Гамбург", "Шальке-04", "Вердер" и дортмундская "Боруссия" оккупировали 11-е, 16-е, 17-е и 18-е места. Успех немцев вызван проведением чемпионата мира по футболу 2006 года, во время подготовки к которому у ведущих клубов либо появились новые арены, либо были радикально реконструированы старые. Это помогло улучшить посещаемость стадионов.

Итальянская же лига, некогда абсолютно сильнейшая в Европе, переживает сейчас не лучшие времена, как в плане качества игры, так и с точки зрения доходности. Лучшая из апеннинских команд - туринский "Ювентус" (203,6 миллиона евро дохода) - занял в рейтинге Deloitte лишь восьмое место, сразу за ним находятся "Интер" и "Милан". Четвертый клуб из Серии А - "Рома" - расположился на 12-м месте. Выручка римлян по сравнению с предыдущим сезоном резко снизилась - с 175 до 146 миллионов евро.

Наконец, самое скромное представительство в топ-20 имеют французские команды. "Лион" и "Марсель" заработали в 2008/09 годах 139 и 133 миллиона евро соответственно, расположившись на 13-м и 14-м местах. Во Франции футбол все-таки несколько менее популярен, чем в других странах "большой пятерки" европейских чемпионатов, так что в этих позициях нет ничего удивительного.

За пределами этой пятерки чемпионатов в состав самых доходных клубов не попал никто. Исключением не стали и российские команды, что едва ли может удивлять. Напомним, в 2007-м году "НТВ плюс" выкупило права на трансляции матчей российской премьер-лиги за 93 миллиона долларов на четыре года. Команды из топ-20 зачастую зарабатывают на телевидении столько в одиночку и за год. Вот, пожалуй, и весь секрет.

Темная сторона успехов

Ведущие европейские клубы показывают быстрый рост доходов на протяжении последних 20 лет. Футбольная индустрия растет намного быстрее, чем вся экономика европейских стран (см. врез). Этому росту ко всеобщему изумлению не помешала даже глобальная рецессия.

Но это отнюдь не означает, что подъем будет бесконечным. Европейские футбольные клубы долгое время выигрывали от глобализации, быстрого развития кабельного и спутникового телевидения, а также широкополосного интернета. Сейчас рост замедлился и в этих отраслях. Кроме того, даже несмотря на такие гигантские доходы, большинство лучших команд Европы все равно имеют дефицитный бюджет, который покрывается долгами. Задолженность "Реала" составляет около полумиллиарда евро, "МЮ" - более 700 миллионов. Футбольная отрасль погрязла в долгах значительно сильнее экономики в целом.

Первой от неумеренного расходования денег пострадала Италия. В начале 2000-х годов обанкротилась "Фиорентина", на волоске висели "Лацио" и "Парма". Именитые команды в одночасье превратились в середняков. То, что произошло с Серией А, в будущем может ожидать и остальные европейские чемпионаты, если безумная гонка зарплат и трансферов в европейских клубах не придет наконец в некоторое соответствие с реальной экономикой.

Экономика15:0912 декабря

«Не буди лихо, пока оно тихо»

Экологические налоги и меры по улучшению климата вызывают протест во всем мире
Экономика00:0611 декабря

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет