Гражданин артист

Погиб актер театра и кино Юрий Степанов

Юрий Степанов погиб в ДТП в ночь со 2 на 3 марта 2010 года. Машина, в которой ехал актер, остановилась на перекрестке в ожидании зеленого света, когда сзади в нее въехала "Мазда". Автомобиль выбросило вперед, где он столкнулся с проезжавшими на полной скорости перекресток "Жигулями". Другие участники аварии серьезных травм не получили, а 42-летний актер скончался на месте. У него осталась жена и двое детей.

Степанов родился 7 июня 1967 года в поселке Рысьево в 150 километрах от Иркутска. Когда маленькому Юре было совсем немного лет, его отца-агронома перевели в местечко под названием Тайтурка, где сделали директором большого совхоза. Константин Степанов растил сына в строгости. Быть может, именно благодаря этому у Юры и появилась железная сила воли, которую в нем отмечали друзья и близкие.

В выборе профессии родители хотели для Юрия Степанова чего-то земного - чтобы сын пошел в сельхозинститут, стал охотоведом. Однако уже здесь будущий актер продемонстрировал силу характера - он поехал в Иркутск и там поступил в театральное училище. О том, что это было совсем не спонтанным решением, говорят хотя бы вот эти строчки из вступительного сочинения Юры: "Театр - это всерьез! Это до предела! Я люблю театр! И хочу, и буду актером!"

По словам педагогов, Степанова всегда отличало от сокурсников умение ставить перед собой цели и достигать их. Во время учебы Юрию приходилось, например, много подрабатывать, причем в совершенно далеких от театра областях: он побывал и плотником, и каменщиком, и трактористом, и даже нефтедобытчиком.

Случались со Степановым из-за его целеустремленности и курьезы - педагоги и сокурсники будущего актера до сих пор вспоминают случай с двухстволкой. Как-то в театре ставили "Калину красную". В конце спектакля должен был раздаваться выстрел, который имитировали при помощи кнута. Получался такой негромкий щелчок, который был в принципе неплохо слышен в зале.

Степанову, который помимо роли в этой постановке отвечал еще и за звуковые эффекты, этого показалось мало, и он задумал сделать выстрел более достоверным. Специально для этого в одну из поездок домой он взял у отца двухстволку. Принеся оружие в театр, Юрий засомневался, что выстрел из-за кулис будет хорошо слышен в зале, поэтому для усиления эффекта он раздобыл алюминиевую бочку. Именно в нее в кульминационный момент он и выстрелил из ружья, по случайности заряженного жаканами, с которыми обычно ходят на крупного зверя. Результат превзошел все ожидания - эффект был такой, "как будто бы за кулисами взорвался танк".

На выпускные экзамены в училище приехала комиссия из московского ГИТИСа. Педагоги Юрия Степанова совершенно не удивились, когда уже после первого отборочного тура стало известно, что он попал в институт на актерско-режиссерский факультет. Молодому актеру почти сразу посоветовали идти в мастерскую Петра Фоменко. Закончив в 1992 году обучение, Юрий Степанов вместе с многими своими сокурсниками стал работать в одноименном театре - именно этот выпуск составил костяк "Мастерской Петра Фоменко". Кстати, в выпускном спектакле курса, шекспировской "Двенадцатой ночи", вместе со Степановым участвовали такие ее нынешние звезды, как Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Андрей Казаков, Тагир Рахимов и другие.

Многим коллегам поначалу казалось, что Степанов - актер веселый и жизнерадостный, быть может даже немного чудаковатый. Вот что рассказал РИА Новости работавший с ним Андрей Руденский: "Это был добродушный, мягкий человек, индивидуальность. Чем-то, как мне кажется, он был похож на Евгения Леонова, с таким же хитрым прищуром". В этом была доля правды - например, за роль идиота Бенджи Компсона в "Шуме и ярости" Женовача Степанов в 1993 году удостоился премии Московского фестиваля имени Высоцкого.

Вскоре, однако, выяснилось Степанов на сцене может быть ироничным, грустным, злым, циничным - в его арсенале был весь спектр человеческих характеристик.

Широко известным за пределами театральных кругов Степанова сделали работы в сериалах "Гражданин начальник" (2001) и "Штрафбат" (2004). В последнем Степанов сыграл вора в законе Антипа Глымова. В этом персонаже не было ни капли жизнерадостности или теплоты. Впоследствии, в 2007-м, был также полный безнадежности "Груз 200".

Однако не только талант делал Степанова отличным актером - он был профессионалом своего дела. "С ним очень удобно было в кадре. Он откликался на любую импровизацию. О таком партнере можно только мечтать. Мы надеялись, что вместе еще поработаем, строили планы. Но, к сожалению, этому не суждено быть", - рассказала актриса Елена Яковлева.

Последней ролью актера стал военный доктор Иван Романович Чебутыкин из "Трех сестер" Чехова. Отыграв именно этот спектакль вечером 2 марта, Юрий Степанов поймал машину, чтобы ехать домой. Туда, однако, он так и не добрался... Закончим словами Андрея Руденского.

"Это ужасно, когда уходят талантливые люди, и не в 80 или 70 лет, а около 40, уходят сильные<...> замечательные актеры"

Культура00:0514 декабря

Кто обитает на дне океана

Кино недели: «Аквамен», спин-офф «Трансформеров» и угнетенные крестьяне