Новости партнеров

Неспокойная гавань

Владелец MTV объявил YouTube пиратским бизнесом

Медиаконгломерат Viacom, которому принадлежат такие каналы, как MTV и Comedy Central, предпринял отчаянную юридическую атаку на крупнейший в мире видеохостинг YouTube. Представители Viacom направили в суд 74-страничное ходатайство, сплошь состоящее из разоблачений YouTube, который был обвинен в построении бизнеса на пиратстве. Видеохостинг ответил сотней страниц разоблачений Viacom.

Тяжба Viacom с YouTube длится уже три года. Она началась с того, что Viacom потребовала убрать с сайта 100 тысяч клипов. Когда это было сделано, компания все равно обратилась в суд, заявив о нарушении авторских прав и потребовав миллиард долларов.

Это не первая подобная претензия к YouTube, и до сих пор хостинг защищала от них правовая концепция "надежной гавани" (safe haven). В применении к данному случаю она означает, что провайдер контента не несет ответственности за пользовательские материалы, если по требованию правообладателя убирает их. Блокирование 100 тысяч клипов Viacom - пример активного использования "надежной гавани".

Такая практика не устраивала Viacom, потому что между выкладыванием пиратского контента и его удалением проходит некоторое время. Кроме того, на отслеживание контрафакта тратится время, деньги и другие ресурсы. Поэтому юристы Viacom решили доказать, что концепция "надежной гавани" неприменима к случаю YouTube. Действительно, в отношении этого понятия действуют некоторые ограничения.

Так, контент-провайдер до получения просьбы об удалении не должен знать о том, что контент пиратский. Другими словами, он не должен умышленно использовать в своей деятельности объекты, защищенные авторским правом. Именно это ограничение и позволило Viacom утверждать, что весь бизнес YouTube построен на пиратстве.

Юристы медиахолдинга цитируют переписку создателей ресурса, согласно которой те собирались любыми способами нагнать на YouTube трафик, чтобы впоследствии продать компанию. (Позднее их действительно купил Google за 1,8 миллиарда долларов.) Признавались в том, что пиратский контент увеличивает их посещаемость. Собирались самостоятельно удалять только те ролики, которые являются очевидно пиратскими.

Неосторожные фразы в этой переписке показывают, что основатели YouTube отказывались удалять ролики, нарушающие авторские права, по просьбе собственного интернет-провайдера. Обладателей прав на ролики они называли "копирайтнутыми ублюдками" (copyright bastards). Наконец, один из создателей YouTube Джавед Карим (Jawed Karim) лично загрузил пиратский контент на сайт. Другой, Стив Чен (Steve Chen), в письме о каком-то видеоролике написал "укради его!". В ходе последовавшего обсуждения Чен пояснил, что надо привлекать трафик, и подобные клипы являются единственной причиной его взрывного роста.

Эти фразы можно назвать (и адвокаты наверняка это сделают) вырванными из контекста. На этот случай у Viacom есть еще одно соображение .Концепция "надежной гавани" действовала бы, если бы YouTube занимался только хранением файлов. Однако он их обрабатывает и распространяет - а значит, способствует дистрибуции пиратского контента.

В этой точке история делает необычный поворот, так как YouTube дважды асимметрично ответил на обвинения Viacom. Первый раз - сотней страниц ходатайства, отосланного судье, второй - записью в официальном блоге. Вот что там написано.

"Годами Viacom непрерывно, и тайно, загружала свой контент на YouTube, продолжая публично жаловаться на то, что там находятся ее ролики. Для загрузки контента на сайт компания наняла по меньшей мере 18 маркетинговых агентств. Кроме того, она умышленно "огрубляла" ролики, чтобы это было похоже на пиратскую копию. Учетные записи, с которых загружали ролики, были зарегистрированы на ложные электронные адреса. Доходило до того, что сотрудников Viacom отправляли в интернет-центры, чтобы они загружали клипы с компьютеров, которые нельзя проследить до Viacom".

Представители YouTube пишут, что Viacom очень умело скрывала эту часть своей деятельности даже от собственных сотрудников, которые принимали клипы за пиратские. В результате Viacom - а именно находившиеся в неведении его сотрудники - сначала требовал снять тот или иной ролик, а потом обращался к YouTube повторно с просьбой вернуть ролик на место. Таким образом, по иронии судьбы, некоторые видеозаписи, из-за которых идет разбирательство, загрузил на сайт сам Viacom.

Не без юмора в YouTube отмечают, что при такой политике Viacom они никак не могли определить, какой клип следует убрать с сайта как нарушающий авторские права медиахолдинга, а какой - нет. При этом в конце они предлагают Viacom присоединиться к компаниям, которые используют систему YouTube Content ID для контроля за распространением видеороликов и заработка на них. Другими словами, рекомендуют не пытаться блокировать пиратские клипы, а расслабиться и получать деньги от их показа.

Приведенные Viacom аргументы достаточно серьезны. До сих пор к описанным методам правообладатели прибегали в делах о закрытии файлообменников, которые изначально были свалкой вареза и контрафакта и особенно этого не скрывали. Однако сейчас под угрозой находится не только крупнейший видеосайт, но и целая область современной Сети, которая за последние пять лет кардинально изменила способы потребления видеоконтента и отношение к нему.

К сожалению, ответ YouTube может не произвести впечатления на судей. Это пользователям может быть интересна история злого медиахолдинга, который издевался над видеопорталом, втихую загружая ролики. Не имеет отношения к делу и неожиданное для наблюдателей сообщение о том, что Viacom пытался купить YouTube. Бизнес не имеет отношения к делу. Наконец, не очень хорошо вышло с уличающими в злом умысле цитатами из писем основателей - их YouTube в своем ходатайстве практически не упоминает.

Гораздо больше внимания уделяется практике справедливого использования чужого контента и правомочности схемы работы с правообладателями. Оно и понятно. Вопрос уже лишь формально касается конкретных роликов конкретного медиахолдинга. В терминах американского прецедентного права речь идет о том, останется ли надежная гавань у всех сайтов, полагающихся на контент пользователей.