Прямая и явная угроза

Голливудские киностудии вновь нашли врагов в России

Времена Холодной войны, когда два политических блока чуть не покончили с человеческой цивилизацией, давно канули в Лету. Вместе с ними сгинули крепкие американские парни, сражающиеся в фильмах с похожими на исчадий ада советскими генералами. Но образ "плохого русского", заботливо уложенный Голливудом в нафталин, не был забыт. После кинематографической победы почти над всеми террористами он вновь стал чрезвычайно актуален, пусть и в новом обличии.

Изменившаяся геополитическая обстановка не могла не повлиять на творческие муки голливудских сценаристов. Если ранее противостояние происходило на системном уровне, когда врагами являлись не стесняющиеся в средствах носители социалистических идей, которые все же подчинялись единому центру, то ныне угроза Соединенным Штатам исходит от пребывающих в почти броуновском движении российских олигархов, которые преследуют отнюдь не государственные, а свои личные цели.

Например, в фильме "Три Икса: Возвращение Ксандера Кейджа", который все-таки собрался снимать Роб Коэн, герою Вина Дизеля придется иметь дело с русским миллиардером с весьма симптоматичным именем Алексий. Согласно сценарию, попавшему ранее в распоряжение ресурса LatinoReview, последний потерял все свое состояние в кризис и не придумал ничего лучше, как похитить в некоей российской провинции ядерные боеголовки для продажи их на черном рынке вооружений.

Чем не повод вспомнить про любителя экстремальных видов спорта Ксандера Кейджа, выпавшего на какое-то время из поля зрения американского Агентства национальной безопасности? И вспомнят, и позовут вновь послужить родине в обществе очаровательной и преданной связистки.

Оставим на совести сценаристов всю бредовость идеи о возможности похищения чего-либо из ядерного арсенала России для последующей продажи этого на рынке. Куда интереснее другое - как сейчас принято говорить, сам тренд.

Другой пример. Очередная реинкарнация на экране аналитика ЦРУ Джека Райана, рожденного писательским талантом Тома Клэнси. Генезис этого образа наилучшим образом отражает изменения, происходящие в головах столпов американской киноиндустрии.

Если в первом фильме - "Охоте за "Красным октябрем", вышедшем в перестроечный 90-й год, Райн помогает капитану сверхсекретной советской подводной лодки бежать вместе с кораблем в США, в "Играх патриотов" сражается с боевиками ИРА, в "Прямой и явной угрозе" противостоит колумбийским наркокартелям и собственному правительству, а в "Цене страха" ликвидирует последнюю возможность ядерного конфликта между США и Россией, то в новом фильме с красноречивым названием "Москва" ему предстоит иметь дело опять же с российским олигархом.

На этот раз совсем еще зеленый финансовый аналитик с Уолл-стрит, не удостоившийся пока приглашения поработать на ЦРУ, наймется консультантом к московскому миллиардеру, замыслившему нечто очень актуальное в эпоху глобального финансового кризиса. Олигарх намерен сокрушить экономику США и свалить всю вину на своего американского помощника. Джеку Райану предстоит не только раскрыть заговор и оправдаться перед родиной, но и освободить свою молодую супругу, попавшую в заложники к олигарху. Не правда ли, звучит?

К этому стоит добавить, что после Алека Болдуина, Харрисона Форда и Бена Аффлека, сумевших вполне адекватно изобразить талантливого бюрократа, предпочитающего решать проблемы с помощью документов и дедукции, а не пистолетом и кулаками, роль Райана унаследовал Крис Пайн. Это кадровое решение, помимо всего прочего, свидетельствует и о стремлении хозяев франшизы сделать очередную попытку создания американской "бондианы", поставив сериал в один ряд с эпопеями о Джейсоне Борне и Итане Ханте из трилогии "Миссия невыполнима".

Конечно, совсем скидывать со счетов старую добрую классику времен Холодной войны тоже никто не собирается. Доказательством тому служат съемки римейка фильма "Красный рассвет", вышедшего в 1984 году и рассказывавшего о героической борьбе американских подростков с советскими оккупантами. Но такие проекты уже не определяются политическими реалиями, а являются банальным желанием заработать на любопытстве поколения, выросшего на подобных картинах. К тому же, в новой версии "Красного рассвета" российские агрессоры будут уже на вторых ролях, главная партия принадлежит китайцам.

Иногда неуемное стремление к эксплуатации старых страхов в новом антураже проникает в смежные индустрии и приобретает совсем уже комический характер. Так, выпущенный недавно кинематографический ролик игры "Ghost Recon: Солдаты Будущего" свидетельствует о том, что бравым американским парням, оснащенным не хуже Хищника из одноименного фантастического фильма, придется восстанавливать порядок и демократию в России, власть в которой захватили ультраправые националисты под руководством Ивана Ильича Керенского. Весьма распространенные в России имя, отчество и фамилия, не так ли?

Оценивать коммерческие перспективы подобных проектов весьма сложно, все будет зависеть от способностей постановщиков и умения голливудских звезд создавать яркие образы. Тужить по поводу антироссийской их направленности тоже не имеет смысла. Ведь, в конце концов, речь идет не о всей стране, а о неких несознательных элементах, разбогатевших на продаже природных богатств и прославившихся на весь мир кутежами в Куршевеле, покупками похожих на авианосцы яхт и ездой по встречным полосам движения.

И если какой-нибудь Джек Райан сумеет оказать помощь российскому и международному правосудию, то почему нет? Ведь нормально же воспринимают немцы голливудские издевательства над историей Второй мировой войны в виде тарантиновских "Бесславных ублюдков". Более того, создатели подобных фильмов получают за это "Оскары" и международное признание. Главное, чтобы хоть кто-то в Голливуде наконец выучил правописание слова "Казань" и чтобы все они перестали браниться с экрана с чудовищным романо-германским акцентом.

Ну, а российская киноиндустрия вполне может нанести ответный удар, выдав на-гора партию фильмов, скажем, про доблестного российского айтишника, раскрывающего сговор американского финансиста уровня Уоррена Баффета с остатками красных кхмеров, и пригласить на главную роль... Арнольда Шварценеггера. Благо денег, которые правительство России собирается вложить в развитие национального кинематографа уже в этом году, вполне достаточно.

Андрей Воронцов