Деятели кино, работающие на постсоветском пространстве, постепенно осваивают изначально нехарактерные для себя жанры. Одни идут легче, другие - сложнее. По-настоящему крепким орешком оказался жанр хоррора, или, попросту, фильма ужасов (сразу подчеркнем, что речь преимущественно пойдет о мейнстриме). Однако режиссеры из бывшего СССР смело бросаются в атаку на этот жанр.
Совсем недавно стало известно, что в Азербайджане завершаются съемки первого в этой стране фильма ужасов под названием "Зеркало" (сейчас лента находится на стадии монтажа). О сюжете этой картины известно немногое: после гибели брата главный герой начинает видеть в зеркале какие-то страшные вещи.
Скудность описания сюжета, кадры из фильма, который, к слову, запланирован в международный прокат, и никаких упоминаний о спецэффектах - все это указывает на то, что новая лента будет чем-то независимым и сложным, по крайней мере, заметно более сложным, чем фильм ужасов в привычном понимании термина. Очень жаль, было бы интересно посмотреть, например, на римейк "Техасской резни бензопилой" с азербайджанскими актерами.
Не менее запутанно обстоят дела и в Белоруссии. Там снимают фильм под многозначительным названием "Масакра", который относится жанру так называемого "бульба-хоррора". Режиссер проекта Андрей Кудиненко так объяснил это название: "В белорусской литературе, связанной с фольклором, многие авторы работали в этом жанре - Ян Барщевский, Владимир Короткевич. "Бульба-хоррор" - это когда и смешно, и страшно. Хотя говорят, что, когда смешно - не страшно, но когда сперва смешно, а потом страшно - тогда все воспринимается совсем по-другому". Что ж, очень четкое и ясное определение жанра.
На самом деле первым российским фильмом ужасов была короткометражка "Вий" Василия Гончарова. Эта немая лента увидела свет в 1909 году. Год спустя вышел еще один фильм в том же жанре - "Ночь на кладбище", а в 1915 году вышла лента "Женщина-вампир". Все эти фильмы, которые были не только одними из первых фантастических лент в России, но и одними из первых фильмов ужасов в мире, были безвозвратно утеряны.
Действие "Масакры" разворачивается на фоне восстания Кастуся Калиновского, происходившего в Белоруссии в 1860-х годах. В принципе, в новом фильме есть все ингредиенты успеха. Так, в наличии имеется загадочное имение некоего графа Владимира Пазуркевича. В имение прибывает некто Николай Казанцев - молодой человек, который очень хочет учиться в Италии, однако не имеет для этого средств. Он приезжает, чтобы обманным путем заработать немного на учебу - Казанцев представляется профессором и начинает изучать библиотеку графа, параллельно успевая активно приударять за невестой Пазуркевича, красавицей Анной (что конкретно из перечисленного должно принести Казанцеву деньги, авторы не уточняют).
Нам обещают спецэффекты и атмосферу таинственности - таинственными будут и сам граф, и даже его конюх. Причем в ленту включена сцена превращения графа в медведя. Это, разумеется, будет очень страшно, ведь превращение в медведя всегда пугает. Например, вот эта сцена превращения главного героя в медведя, уверен, нанесла многим психологическую травму. Кроме того, изданию tut.by стало известно про окончание фильма - в Италии или нет, но в конце концов Казанцев умирает и попадает в партизанский рай (что бы это ни значило). Выход "Масакры" на экраны запланирован на июль 2010 года.
А что же наши другие соседи по Восточной Европе, например Украина? Там пока все тихо. И связано это с тем, что в 2006 году там уже сняли свой первый фильм ужасов "Штольня". Под впечатлением от просмотра этой киноленты один из пользователей на сайте kinopoisk.ru написал: "Любомир Кобильчук (режиссер проекта) сделал все возможное, чтобы попытки снять любой украинский фильм ужасов не возникали ближайшие 5 - 10 лет". И, видимо, пользователь оказался прав.
Что же так напугало зрителей, а главное, кинематографистов? "Штольня" - типичный молодежный слэшер, то есть жанр, каноничнее которого не придумаешь. Пятеро студентов-археологов отправляются на практику и находят в земле страшную дырку, в которую нельзя заходить. После того как пропадает их преподаватель, они решают искать его именно там. В дырке, которая оказывается штольней, обнаруживается идол, которого, разумеется, беспокоить совершенно не стоило.
В советское время жанр хоррора самостоятельно почти не существовал. Например, вот тут можно найти интересное обсуждения представителей жанра в советском и российском кино.
Подбор персонажей абсолютно традиционен и не блещет оригинальностью - в компании имеются Правильная Девочка, Ботаник, Главный Плохиш, Плохиш Номер Два и Девочка-Истеричка. Игра актеров, конечно, не дотягивает до сколько-нибудь высокого уровня, но погубило фильм не это. При прочих обстоятельствах "Штольня" могла бы оказаться просто еще одним плохим фильмом. Но массированная рекламная кампания слишком сильно подогрела ожидания публики. Именно это и стало основной причиной оглушительного провала картины. Так что пока ждать выхода нового фильма ужасов на Украине не стоит. Может, оно и к лучшему - у людей там сейчас других дел полно.
А что же наш с вами отечественный кинематограф? В жанре хоррора он на самом деле стартовал ничуть не лучше украинского. Первый российский (по заверениям его создателей) фильм ужасов вышел в 2006 году и назывался "Ведьма". В отличие от украинских коллег, которые решили пугать зрителя на родной почве, россияне перенесли действие гоголевского "Вия" на американскую землю и набрали иностранных актеров. В общем получилось настоящее российское кино.
Однако неудачи на старте не сломили российских режиссеров. За последние четыре года было отмечено несколько попыток напугать зрителя с разной степенью бюджетности. Так, например, в 2007 году вышел "Путевой обходчик". Действие ленты развивается на заброшенной ветке московского метро, где обитает непонятное нечто, убивающее всех подряд. В этот раз ему попадаются три преступника и три заложника. Создателей ленты не смутило сходство сюжета с "Крипом". Быть может, и зря, глядишь, тогда бы при заявленном трехмиллионном бюджете (речь идет о долларах США) фильм и собрал бы больше 500 тысяч.
В общем, режиссеры продолжают дерзать. Это даже неплохо - ведь если долго мучиться, что-нибудь уж точно получится.