Принятие беспрецедентно строгого закона об иммиграции в штате Аризона заставило американских сенаторов-демократов поднять вопрос о реформе законодательства на федеральном уровне. Президент США Барак Обама уже объявил, что пока в этой сфере не будет наведен порядок, американцам будут навязывать бессмысленные и неудобные законопроекты. Так что сразу после завершения работы над банковской реформой сенаторы перейдут к новым проектам перемен.
Для властей штата Аризона новый закон стал очередной попыткой справиться с давней и наболевшей проблемой - нелегальной иммиграцией. Мексиканцы приезжают в США сотнями тысяч в год, и не все при этом руководствуются намерением честно жить в благополучной стране. С постоянным притоком иммигрантов связаны многие проблемы штата: преступность, наркоторговля, контрабанда, а также многочисленные нарушения трудового законодательства, поскольку для нечистых на руку предпринимателей нелегалы зачастую являются самой дешевой рабочей силой.
Четыре года назад администрация Джорджа Буша уже предприняла попытку взять под контроль границу с Мексикой. Тогда Сенат узаконил возведение вдоль границы в Аризоне, Техасе и Нью-Мексико всевозможных заградительных сооружений - от банальных рвов с водой и высоких каменных стен (первые такие постройки стали появляться еще в 1994 году) до высокотехнологичных "виртуальных заборов", прозванных так из-за вышек с камерами слежения и датчиками движения. В то же время тем, кто уже попал в США и прожил на территории страны более пяти лет, дали шанс легализоваться - при условии отсутствия связей с преступным миром.
Однако у простой и казавшейся гениальной схемы обнаружилось по меньшей мере три очень серьезных недостатка. Во-первых, она вызвала негодование всевозможных международных правозащитных организаций, до крайности не понравилась мексиканским властям, возмутила религиозных деятелей и заставила беспокоиться экологов. Защитники окружающей среды, опасавшиеся, что рвы и свет от прожекторов нанесут непоправимый ущерб фауне региона, даже предложили заменить стены на заросли кактусов, через которые не смогут пробраться контрабандисты. Всех остальных больше волновала моральная сторона вопроса: подход американских властей к обеспечению безопасности границы называли средневековым.
Второй недостаток заключался в том, что осуществить проект оказалось гораздо сложнее, чем составить. Владельцы приграничных участков земли вступили в многочисленные тяжбы с компаниями, возводившими сооружения, на строительство стен не хватало денег, хотя из бюджетов различных уровней было выделено около трех миллиардов долларов. Да и с рабочей силой получалась неувязка: представители рабочих специальностей в приграничных областях - в основном те самые выходцы из Мексики, пусть и легально проживающие в США. И лишь после того, как вдоль границы выросли сотни километров заборов, стало известно о третьем недостатке: когда сигнал с вышек ограды достигает ближайших пограничников, уже поздно перехватывать нарушителей границы.
Словом, несмотря на все усилия, ситуация улучшилась совсем незначительно. Ожесточение криминальных "разборок" между мексиканскими наркокартелями по-прежнему пугало власти Аризоны, и в апреле прошлого года они даже попросили прислать на границу военное подкрепление. Уже тогда законодатели штата задумались о том, чтобы не полагаться на федеральные власти, а попробовать решить вопрос борьбы с преступностью и нелегальной иммиграцией при помощи локальных мер. Результатом размышлений на эту тему стал проект закона, в соответствии с которым полиция может (и должна) выяснять статус каждого человека, в отношении которого возникают подозрения, что он находится на территории страны нелегально. У каждого, чья внешность или поведение кажутся стражам порядка сомнительными, полицейским предписано проверять документы.
Такая идея пришлась не по душе общественным деятелям и представителям латиноамериканской общины. Очевидно, что основанием для сомнений в статусе человека, попавшегося на глаза аризонскому полицейскому, станет его расовая и национальная принадлежность. Если отбирать подозреваемых в нарушении иммиграционного законодательства по этому признаку, то интерес полиции может привлечь примерно каждый третий житель Аризоны. И здесь возникает вопрос: не нарушают ли такие принципы охраны безопасности конституционных прав граждан и резидентов США, которым придется носить с собой документы на случай проверки? Тем не менее, проект закона в минувшие выходные был подписан губернатором Аризоны Джен Брюэр. Новые правила должны вступить в силу через три месяца.
Для россиян в аризонских нововведениях ничего удивительного нет: примеры подобного подхода к контролю за соблюдением иммиграционного законодательства можно каждый день видеть на улицах российских городов. Но в США ничего подобного не было на протяжении многих десятилетий, и противоречивые меры разделили Америку на два лагеря.
В число сторонников реформы вошли в основном республиканцы. С полной поддержкой Джен Брюэр выступил сенатор от штата Аризона Джон Маккейн. Любопытно, что когда пожилой республиканец боролся за пост президента США, он демонстрировал несколько другую позицию, напоминая в предвыборных роликах о подвигах сражавшихся на стороне США во всевозможных войнах выходцев из Мексики. Таким образом он надеялся заручиться поддержкой вполне определенной категории избирателей. Теперь же, когда Маккейн пытается переизбраться на новый срок в Сенат, он выбрал новую, более консервативную линию поведения. Оценят ли ее избиратели - покажут выборы.
Маккейну вторит главный редактор издания The Weekly Standard Уильям Кристол, который заявил, что новый закон может привести лишь к единичным случаям нарушений чьих-либо прав. Более умеренные политики-консерваторы, однако, считают, что следует сконцентрироваться на охране границы, а не на проверках документов у подозрительных прохожих. Да и внесение изменений в федеральное законодательство кажется им несвоевременной идеей.
До вступления нового аризонского закона в силу остается достаточно времени, чтобы его противники успели принять меры по защите прав латиноамериканцев. Тем более что правительство Мексики готово оказать любую поддержку в этом начинании, да и президент США не в восторге от подписанного Брюэр закона. В нем, однако, есть и рациональное зерно. Скажем, та часть закона, которая предусматривает строгие наказания для работодателей, трудоустраивающих заведомых нелегалов, не вызвала нареканий почти ни у кого.
Иммиграционная реформа, обещанная демократами, может стать звездным часом Барака Обамы. Снижения уровня преступности, перекрытия потоков контрабанды, разгрома наркоторговцев хотят все американцы. Добиться всего этого, не нанеся ущерб ни приезжим, ни тем, кто родился в США, не удавалось ни одному из предшественников нынешнего президента. А Обама любит браться за такие задачи и не боится непопулярных мер - пускай попытается.
Юлия Савицкая