Битва за туриста

"Аэрофлот" обвинили в рейдерском захвате пассажиров

Сезон отпусков в России начался со скандала на рынке авиаперевозок. На сей раз поссорились государственный "Аэрофлот" и частная Sky Express, которая в этом конфликте представляет все авиакомпании, пытающиеся играть на рынке бюджетных перевозок. Дело дошло до обвинений "Аэрофлота" в рейдерском захвате пассажиров, хотя компания всего лишь выполняет приказы Минтранса. Больше всего от этой ситуации страдают туристы – их отпуска могут превратиться в сплошную нервотрепку.

Невыполняемый приказ

В июне 2008 года приказом №92 Минтранс решил навести порядок на рынке чартерных авиаперевозок. В этом документе, в частности, перечисляются документы, которые авиакомпания должна предоставить в Росавиацию для того, чтобы та разрешила ей выполнять рейсы. Одним из таких документов оказалось согласование рейса с назначенным по этому направлению перевозчиком, который выполняет регулярные перевозки.

Несмотря на то, что приказ вступил в действие, авиаперевозчики выполнять его требования не спешили. По утверждению Российского союза туриндустрии и нескольких авиакомпаний, Росавиация в течение двух последующих лет не требовала согласования с назначенным перевозчиком. Так сложилась любопытная практика: приказ есть, но его никто не выполняет.

Ситуацию решил исправить "Аэрофлот", который, как крупнейшая российская авиакомпания, является назначенным перевозчиком по многим направлениям. Маршрут для атаки был выбран самый что ни на есть туристический – в Ларнаку (Кипр).

Первые претензии "Аэрофлот" предъявил "Трансаэро" еще в феврале 2010 года, объявив, что не разрешает компании летать в Ларнаку. В ответ "Трансаэро" выпустило специальный пресс-релиз, в котором в буквальном смысле объявило войну "Аэрофлоту": частная авиакомпания также решила воспользоваться приказом №92 и заблокировать чартерные программы на маршрутах в Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Гоа (Индия) и Санья (Китай). По всем этим маршрутам именно "Трансаэро" является назначенным авиаперевозчиком.

Большого резонанса конфликт между "Трансаэро" и "Аэрофлотом" в начале 2010 года не вызвал, хотя частной авиакомпании действительно пришлось отказаться от полетов в Ларнаку. Что касается "Аэрофлота", то, если верить его сайту, в Ираклион самолетами этой компании улететь можно, а вот в Монастир, Гоа и Санья – нельзя.

В мае 2010 года, в начале сезона отпусков, новые споры вокруг приказа №92 вызвали гораздо больший резонанс.

Билеты проданы, рейс запрещен

Почему Росавиация захотела разобраться с порядком выполнения чартерных рейсов именно в канун туристического сезона, неизвестно. Но добиваться соблюдения приказа №92 чиновники, похоже, решили всерьез. И начали все с того же направления на Ларнаку, 19 мая запретив дискаунтеру Sky Express перевозить туда пассажиров. Причина была все та же: "Аэрофлот" не дал разрешения на полет.

В Sky Express объясняли, что продавали билеты в Ларнаку, так как раньше специального разрешения от "Аэрофлота" не требовалось. Но, отвечали им, в мае правила изменились. В итоге билеты были проданы, но права на выполнение рейса у Sky Express не было.

Тут в ситуацию вновь вмешался "Аэрофлот", предложивший дискаунтеру свои услуги по перевозке пассажиров. В итоге туристы все же улетели в Ларнаку, но не из "Внуково", а из "Шереметьево" и с задержкой в несколько часов. Пострадали и пассажиры самого "Аэрофлота", рейс которого задержали ради туристов, купивших билеты Sky Express.

После выполнения рейса "Аэрофлот" потребовал от Sky Express доплаты в 50 евро за каждого перевезенного пассажира. По словам представителя частной авиакомпании, которые приводит интернет-издание GZT.Ru, Sky Express попросила у "Аэрофлота" официального подтверждения стоимости билетов, так как доплату компания будет производить из собственных средств, а не из средств туристов.

На конец мая у Sky Express запланировано еще несколько рейсов в Ларнаку, билеты на них уже поступили в продажу. Разрешения Росавиации у компании, однако, как не было, так и нет, так что не исключено, что пассажирами вновь займется "Аэрофлот".

Кто за кого?

Еще до злополучного рейса, назначенного на 19 мая, шесть российских авиакомпаний - Sky Express, "ВИМ-Авиа", "Таймыр", "Атлант-Союз", "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" – направили в Минтранс письмо, в котором попросили отменить действие приказа №92. Логика частников проста: если норма приказа все равно два года никак не применялась, то зачем он вообще нужен? Кроме того, авиакомпании намекнули, что во всем мире, кроме России, законодательство в сфере авиаперевозок либерализуется и что Росавиации следовало бы пойти по примеру западных стран.

"Аэрофлот", узнав о вылазке конкурентов-частников, написал в Минтранс свое письмо. В нем он попросил власти соблюдать ими же принятые законы, а частников обвинил в провокации. "В случае признания требований, устанавливаемых Приказом №92, устаревшими или неэффективными, необходимо вносить соответствующие изменения в Приказ, а не идти на нарушение его требований", - говорится в письме.

"Аэрофлот" не скрывает, что его забота о выполнении буквы закона связана с тем, что конкуренция на маршрутах может нанести ему экономический ущерб. Кроме того, в компании отмечают, что сами не получили разрешения от назначенных перевозчиков по ряду направлений.

Чиновники, судя по всему, решили поддержать "Аэрофлот". В Росавиации утверждают, что согласовывать с назначенными перевозчиками чартерные рейсы надо. "Мы не должны наносить ущерб назначенным перевозчикам", - передает слова главы Росавиации Александра Нерадько "Прайм-ТАСС".

А вот Российский союз туриндустрии выступил с осуждением как "Аэрофлота", так и Росавиации. В своем официальном пресс-релизе союз назвал действия компании по перевозке чужих пассажиров "очень напоминающими рейдерство". "Декларируемая Росавиацией забота о необходимости наведения порядка на рынке чартерных перевозок для обеспечения безопасности полетов фактически превратилась в издевательство над пассажирами", - говорится в релизе.

Виновных нет, виновны все

В споре между "Аэрофлотом" и чиновниками, с одной стороны, и частными авиационными и туристическими компаниями, с другой, понять можно каждую сторону.

Аргументы "Аэрофлота" весьма разумны: если есть приказ, то его надо выполнять. А если с помощью официального документа правительства можно еще и устранить конкурентов, то почему бы этого не сделать – таковы правила бизнеса.

Частники тоже правы: во всем мире конкуренция на маршрутах приветствуется, в России же государство стремится монополизировать ряд рейсов. От этого страдают прежде всего сами пассажиры: они не могут получить возможность летать в Европу по низким ценам.

Но страдают они не только от этого. Нервотрепка в аэропорту, когда рейс задерживается на несколько часов, мало кому понравится, так что после неудачного путешествия в Ларнаку пострадавшие россияне еще трижды подумают, пользоваться ли впредь услугами авиакомпаний, которые оказались задействованы в конфликте.

Между тем, сам конфликт намного шире, чем просто спор за один маршрут. Речь идет о тенденции: крупные российские перевозчики боятся дискаунтеров, которые за счет гибкой системы скидок, экономии на мелочах и использования кредитных средств получают возможность перевозить пассажиров намного дешевле, чем обычные авиакомпании. Война длится уже не один год. В середине 2009 года, например, авиакомпания "Россия" официально попросила у властей Санкт-Петербурга ограничить полеты дискаунтеров в "Пулково".

У обычных перевозчиков есть один весомый аргумент: разорившийся в 2008 году альянс AiRUnion. Он также развивался на заемные средства и также предлагал иногда весьма дешевые билеты. Из-за резкого подорожания цен на топливо альянс прогорел, а перевозить его пассажиров пришлось конкурентам.

Так что по-своему правы в этой войне и те, и другие. Можно было бы даже назвать ситуацию обычной конкуренцией, которая только на пользу бизнесу, если бы не одно "но": пока от конфликтов страдают пассажиры, ни о каком цивилизованном споре речи быть не может.

Экономика00:0410 августа

Спасение утопающего

Эта компания построила «Титаник». Теперь она идет ко дну, как и ее знаменитый корабль