Газовый трейдер RosUkrEnergo доказал в Стокгольмском арбитраже свое право на 11 миллиардов кубометров газа, которые "Нафтогаз Украины" без спроса зачислил на свой баланс в 2009 году. Теперь украинскому правительству предстоит решить, каким образом компенсировать ущерб Дмитрию Фирташу, совладельцу истца. "Газпром", санкционировавший в 2009 году сомнительную сделку, предпочитает наблюдать за схваткой со стороны.
Исчезновение в январе 2009 года 11 миллиардов кубометров газа RosUkrEnergo из хранилищ "Нафтогаза" наделало на Украине немало шума. Наблюдатели не сомневались, что подобный фокус стал следствием неприязни украинского премьера Юлии Тимошенко к RosUkrEnergo, половина в котором принадлежала бизнесмену Дмитрию Фирташу и его младшему партнеру Ивану Фурсину.
RosUkrEnergo, учрежденная Газпромбанком и австрийской компанией Raiffeisen Investment, появилась в российско-украинской газовой торговле в конце 2004 года. Новый посредник пришел на смену скандальной офшорке EuralTransGas, занимавшейся транзитом туркменского газа на Украину. С 2006 года RosUkrEnergo стала эксклюзивным поставщиком центральноазиатского газа на украинский рынок. Более того, она получила право перепродавать часть объемов в Европу - в Венгрию и Польшу.
Позже "Газпром", которому через Газпромбанк, а затем напрямую принадлежала половина RosUkrEnergo, раскрыл данные о других владельцах акций компании. Ими оказались украинские бизнесмены Фирташ и Фурсин. Появление посредника стороны объясняли необходимостью сохранения "буфера" между "Газпромом" и "Нафтогазом", который позволил бы нивелировать юридические риски российского концерна.
В январе 2009 года RosUkrEnergo перестала быть нужна "Газпрому". Концерн согласился, что может перейти на прямые поставки топлива на Украину, как того добивалась Юлия Тимошенко. Затем "Газпром", как и Тимошенко, обвинил RosUkrEnergo в попытках сорвать переговоры Киева и Москвы, следствием которых якобы и стала "газовая война" двух стран в начале 2009 года.
Короче говоря, Фирташа сделали козлом отпущения. И начали выдавливать его из украинского газового бизнеса.
До 19 января 2009 года за RosUkrEnergo числилось 11 миллиардов кубометров газа, находившихся в подземных хранилищах газа (ПХГ) Украины. Это топливо компания приобрела у "Газпрома" и намеревалась экспортировать в Польшу и Венгрию, но именно его RosUkrEnergo и лишили. Подвело трейдера то, что он задолжал "Газпрому" 1,7 миллиарда долларов, но вернуть деньги вовремя не удосужился.
Перемена собственника у спорного газа, сокрытая в недрах документооборота "Газпрома" и "Нафтогаза", выглядела в самых общих чертах примерно так. Правительство Тимошенко договорилось с "Газпромом", что "Нафтогаз" получит от российского концерна по договору уступки долг RosUkrEnergo на 1,7 миллиарда долларов. Взамен "Газпрому" предложили не платить за транзит газа через Украину. Таким образом, "Нафтогаз" фактически вернул долг российской монополии вместо RosUkrEnergo.
Далее "Нафтогаз" попросту забрал себе 11 миллиардов газа RosUkrEnergo, хранившиеся в ПХГ. Чтобы закрепить за собой право на это топливо, украинский холдинг "продал" "Газпрому", а затем в тот же день "выкупил" обратно 11 миллиардов кубометров некоего топлива. Этот газ "Нафтогаз" растаможил и зачислил себе на баланс. Протесты RosUkrEnergo и попытки президента Украины вернуть экспроприированное топливо провалились.
Схема, придуманная Тимошенко и компанией, была хороша всем, но только не юридической чистотой. Вся схема был оформлена так, что истребовать с российского концерна хоть какую-нибудь денежку RosUkrEnergo было невозможно. А вот "Нафтогаз" подставили под удар юристов Фирташа.
RosUkrEnergo, опять же с молчаливого согласия "Газпрома", подал в Стокгольмский арбитраж сразу несколько исков к "Нафтогазу". Фирташ требовал вернуть его топливо, либо выплатить компенсацию. Пока иск RosUkrEnergo к "Нафтогазу" рассматривали, в Киеве сменилась власть.
На Украине заговорили о возвращении Фирташа и RosUkrEnergo.
В апреле 2010 года RosUkrEnergo одержала первую победу в споре с "Нафтогазом": арбитражный суд обязал госкомпанию погасить 1,7 миллиона долларов за нарушения контрактных обязательств перед RosUkrEnergo в 2008 году. На Украине стали ходить слухи, что "Нафтогаз", почуяв, что проиграет и основной иск, решил пойти с Фирташем на мировую.
Соглашения стороны так и не заключили, а 8 июня 2010 Стокгольмский суд решил, что "Нафтогаз Украины" должен вернуть 11 миллиардов кубометров газа швейцарскому газовому трейдеру. Арбитраж также постановил, что "Нафтогаз" должен передать RosUkrEnergo дополнительные 1,1 миллиарда кубометров газа в качестве неустойки.
Всего Фирташ требовал в Стокгольмском арбитражном суде от "Нафтогаза" 5,4 миллиарда долларов возмещения ущерба, указывая базовую цену, прописанную в январских долгосрочных контрактах "Газпрома" и "Нафтогаза". Суд, однако, решил, что RosUkrEnergo вполне удовлетворится, если получит не деньги, а газ.
Этим суд сыграл на руку "Нафтогазу". Дело в том, что сейчас украинский концерн закупает топливо в России по 230 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, возврат 12,1 миллиарда кубометров обойдется "Нафтогазу" не в 5,4 миллиарда, а в 2,8 миллиарда долларов. А с учетом 200 миллионов долларов, которые "Нафтогаз" должен вернуть RosUkrEnergo, сумма достигает 3 миллиардов долларов. Таким образом, судьи уже сэкономили "Нафтогазу" 2,4 миллиарда долларов.
Окончательная сумма, которую получит RosUkrEnergo, однако, может быть еще меньше. Не исключено, что "Нафтогаз" постарается "зачесть" те самые 1,7 миллиарда долларов, что украинский холдинг получил от "Газпрома". Таким образом, общая сумма долга "Нафтогаза" перед RosUkrEnergo может снизиться в денежном исчислении до 1,3 миллиарда долларов. В натуральном выражении это более трети от имеющихся в хранилищах "Нафтогаза" 13 миллиардов кубометров газа.
Газета "Коммерсант" писала, что решения арбитражного суда в Стокгольме на Украину не распространяются, так как решения международных инстанций нужно подтверждать в местном суде. При этом газета указывала, что правительство Украины не пойдет на конфронтацию с Фирташем, которого украинские СМИ называют близким к правящей Партии регионов. Не исключено, что это именно так, ведь люди Фирташа уже возглавили "Укртрансгаз" и "Укргаздобычу" - ключевые "дочки" "Нафтогаза".
Фирташу же, сколько бы газа он ни получил в итоге, будет куда его пристроить. Бизнесмен почти вернул себе крупного венгерского трейдера Emfesz, который едва не увели у Фирташа его собственные менеджеры. "Время новостей" отмечает, что RosUkrEnergo может быть "пристроен" на украинском рынке, отобрав часть клиентуры у "Нафтогаза" или у "Газпром сбыт Украины".
Бывший премьер Юлия Тимошенко, заварившая всю кашу с "исчезновением" газа RosUkrEnergo, сочла исход слушаний в Стокгольме следствием решения министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко прекратить защиту интересов страны в суде.
"Это господин Бойко, который был вместе с господином Фирташем учредителем RosUkrEnergo, и этот господин Бойко сегодня возглавляет Министерство топлива и энергетики. И, по сути, они с господином Фирташем сформировали руководство "Нафтогаза", и, воспользовавшись сегодня властью, они этот тяжелый спор в Стокгольме начали против государства Украина, чтобы забрать у Украины все 11 миллиардов кубических метров газа, лишив страну своего неприкосновенного резерва природного газа в газовых хранилищах Украины", - отметила она.
Подозрения Тимошенко, впрочем, не мешают Бойко обещать не допустить "бездумной отдачи ресурсов за счет наших потребителей и национальных интересов". Интересы Фирташа, можно полагать, также будут учтены. Ну и "Газпрому", как акционеру RosUkrEnergo, немного денег перепадет.