Первые сообщения о том, что ведомство Алексея Кудрина никак не может посчитать бюджет на 2011 год, появились еще в марте. "Бюджет никак не балансируется на несколько процентных пунктов (ВВП). В четыре процента пока никак не укладываемся, где-то на 1,0-1,5 процентных пункта", - сообщал тогда источник Reuters в правительстве. На дворе июнь, а бюджет на 2011 год все так же не удается уложить в приемлемые рамки.
Даже при самой жесткой экономии чиновники в марте 2010 года не видели возможности урезать дефицит бюджета на следующий год ниже отметки в 4,5 процентных пункта ВВП. То, что в проекте бюджета был предусмотрен дефицит в 4 процента, никого не волновало. Бюрократическая машина предъявила Минфину гигантский счет. Источники Reuters в правительстве России тогда утверждали, что необеспеченные расходы в бюджете на 2011 год превысили прогноз на 600 миллиардов рублей.
Воз и ныне там, вот только увяз он куда как сильнее. Газете "Коммерсант" стало известно, что Минфин к середине июня все же сформировал базовые параметры бюджета на 2011 год, исходя из которых правительство продолжит "утрамбовывать" в документе расходы на следующий год. Хорошей счесть эту новость можно вряд ли.
По расчетам чиновников, сохранение запланированного ранее дефицита в 4 процента ВВП при средней цене на нефть в 76 долларов за баррель (уточненный прогноз Минэкономразвития) даст правительству возможность поделить лишь 300 миллиардов дополнительных рублей. Полное же удовлетворение всех запросов ведомств, президента и правительства увеличит дефицит бюджета до 8 процентов ВВП - тут правительству недостает уже 2 триллиона рублей.
Наиболее крупные расходы из дополнительных запросов приходятся на силовиков и всевозможных бюджетников, траты на уже действующие, но замороженные из-за кризиса Федеральные целевые программы (ФЦП), а также финансирование новых ФЦП. В 2011 году только по прямым поручениям президента предлагается открыть 13 новых ФЦП, а по поручениям премьера - еще 19 программ. Общая стоимость этих программ превысит 800 миллиардов рублей.
Вот чиновники и не знают, как это все впихнуть в бюджет. "Коммерсант" утверждает, что никакого решения в правительстве по бюджету на 2011 год до сих пор не принято.
Ситуация усугубляется тем, что чиновники никак не могут договориться между собой. Минфин и Минэкономразвития, к примеру, спорили о цене на нефть с начала года. Алексей Кудрин настаивал, что цена не должна быть выше 70 долларов за баррель, но Эльвира Набиуллина поднимала эту цифру до 76 долларов за баррель. Сошлись министерства на 75 долларах за баррель.
Но уже в июне газета "Ведомости" писала, что Минфин, даже согласившись повысить прогноз цены на нефть в бюджете 2011 года до 75 долларов за баррель, по-прежнему расписывает расходы, исходя из цены в 70 долларов за баррель. Эти дополнительные 280 миллиардов рублей позволили бы уменьшить дефицит бюджета с 4 до 3,4 процента ВВП. Но теперь, когда Минфин уже подал в правительство проектировки бюджета, ни о каком сокращении, похоже, речь не идет. Кудрин будет рад, если удастся удержать бюджет в тех рамках, которые утверждены сейчас.
Перетягиванием бюджетного одеяла в правительстве Минфина и Минэкономразвития, главный идеолог развития экономики через ФЦП, занимаются ежегодно. Основной императив Минфина заключается в урезании трат, а Минэкономразвития – в акселерации экономического роста через бюджетные траты. Но на этот раз позиции двух министерств разошлись кардинально, ведь сейчас, по итогам кризиса, определяется бюджетная политика на ближайшие пять, а то и более лет.
В мае Кудрин вспоминал, как в начале 2000-х едва не подрался с бывшим министром экономики Германом Грефом, обсуждая с тем формирование цены отсечения нефти, выше которой все доходы должны были стерилизоваться в Стабфонде. Тогда, при низких ценах на сырье, речь шла о сумме в 20-27 долларов за баррель. "Сейчас бюджет сбалансирован на уровне 95 долларов за баррель - вот куда нас вытолкнули наши аппетиты", - сетует Кудрин, признавая, что аппетит приходит во время еды.
Но 26 мая у министра появился союзник. От излишеств Россию предостерегла Организация по Экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), вступление в ряды которой является одной из целей Москвы. По мнению экономистов ОЭСР, самая большая опасность для российской экономики состоит в неоправданно щедрой политике правительства в условиях возобновления роста. ОЭСР даже рекомендовала отказаться от некоторых мер по поддержке экономики, введенных во время кризиса. Например, схем по стимулированию спроса, таких как поддержка государством покупки новых автомобилей. При этом ОЭСР подчеркивает, что российская стабильность в значительной степени зависит от мировых цен на энергоносители.
Последний аргумент в спорах с Минэкономразвития часто приводит и Кудрин. С 2011 года, по его мнению, Россия окажется в той же экономической ситуации, как большинство других стран, только еще и с риском снижения цены на нефть. То есть будет вынуждена либо сокращать расходы, либо увеличивать налоговую нагрузку на экономику.
По мнению Минфина, у России есть резерв - неэффективные расходы государства. Министр предлагает пойти дальше - от наращивания расходов к увеличению эффективности их использования. Проще говоря, Минфин уверен, что бюрократы могут исполнять то же количество задач, что и сейчас, но при гораздо меньших расходах. Заодно Кудрин предлагает сократить каждого пятого чиновника в России.
В Минэкономразвития полагают, что министр перебарщивает. Желание Кудрина во что бы то ни стало сокращать дефицит приведет к срыву ключевых индикаторов "Стратегии-2020", в соответствии с которой сейчас пытаются развивать экономику страны, писал журнал "Русский Newsweek" со ссылкой на доклад министерства, критикующего коллег из Минфина.
Логику самого Минэкономразвития, подтягивающего нефтяную планку, куда как легче понять. Ведь чем дороже нефть, тем больше доходы бюджета и, соответственно, появляется возможность увеличить расходы. Это, в свою очередь, поможет стране совершить рывок на посткризисном подъеме. Если доходы получаются больше плановых, парирует Минфин, то надо снижать дефицит бюджета, а не наращивать излишние расходы, которые далеко не так эффективны, как этого бы хотелось Минэкономразвития.
Кудрин настаивает, что меньшие расходы государства приведут к меньшей инфляции, что сделает российскую экономику более здоровой за счет притока длинных денег, которые традиционно "бегут" в страны с низким ростом цен и предсказуемой политикой правительства. В этом случае рост экономики будет более здоровым, а государство сможет сделать новую заначку на случай нового спада цен на нефть, то есть восстановить поистрепавшийся Резервный Фонд.
Минфин уже несколько месяцев трубит на каждом углу, что дефицит бюджета к 2015 году должен быть сведен к нулю. К этому же периоду расходная часть бюджета должна быть урезана до 20 процентов от расходов нынешнего уровня. Понимание для своих планов у премьер-министра Кудрин находит. Пока.
Хотя еще в мае Владимир Путин заявил о поддержке консервативного планирования бюджета, не исключено, что эта позиция будет пересмотрена. Из политических, как водится, соображений. В 2011-2012 годах в России пройдут выборы, а излишняя экономия, как известно, вредна в предвыборные периоды. В этом случае всем нам, видимо, остается надеяться, что подчиненные Эльвиры Набиуллиной правы в своих умозаключениях и дополнительные вливания в экономику дадут положительный эффект.