Дотянуться до звезд

Российский кинорынок хочет идти вперед, но не может

Традиционно российский кинорынок причисляют к развивающимся, обещая ему светлое будущее. На фоне снижения посещаемости кинотеатров по всему миру, однако, возникает естественный вопрос: действительно ли у нашего рынка есть шанс перейти из развивающихся в развитые, став важной мировой площадкой, с которой будут считаться основные мировые производители? Последние несколько месяцев показывают, что зритель к этому уже готов, а вот готов ли бизнес - пока неясно.

Сухие факты

Начнем со статистики. Не ясно, стал ли российский зритель больше ходить в кино или просто жители других стран в наше время меньше интересуются главнейшим из искусств, но факт остается фактом - россияне за последние полтора-два месяца неожиданно показали себя одними из самых активных потребителей кинопродукции за пределами Северной Америки.

Начнем с майского релиза - римейка "Кошмара на улице Вязов". Этот фильм, показавший крепкие результаты в прокате (при бюджете в 35 миллионов он собрал около 100), вышел на экраны кинотеатров за пределами США на неделю позже, чем дома. И уже в первую неделю проката в России лента собрала 3 миллиона долларов, что составляет около половины от 6,5 миллиона сборов за пределами США.

Следующим в нашем списке идет "Алиса в Стране Чудес", суммарные мировые сборы которой, кстати, превысили миллиард долларов (до "Алисы" этот заветный рубеж с девятью нулями пересекали всего пять картин: "Аватар", "Титаник", "Властелин колец: Возвращение короля", "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" и "Темный рыцарь"). Из этого миллиарда 333 миллиона долларов приходятся на США, а 667 - на другие страны. Так вот, в России фильм собрал более 42 миллионов долларов - больше, чем на отечественном рынке, "Алиса" заработала только в Японии (125 миллионов), Великобритании (64 миллиона) и Франции (45 миллионов).

Еще одним фильмом, пришедшимся по душе российскому зрителю, стал "Принц Персии: Пески времени", вышедший на экраны кинотеатров в начале июня. В настоящее время фильм собрал в российском прокате 16 миллионов долларов - больше, чем в любом другом за пределами Соединенных Штатов. Помимо "Принца" хорошо себя в российском прокате показали "Секс в Большом городе" (Россия уступила лишь Великобритании и Германии, правда, с очень солидным отрывом) и "Команда А", которая больше, чем россиянам, понравилась только австралийцам.

Однако главным рекордсменом последнего времени безусловно стал "Шрек навсегда". Картина о кризисе среднего возраста зеленого огра произвела на российском рынке небольшую революцию - в первый уикенд проката ей удалось побить аналогичный результат "Аватара" - абсолютного рекордсмена российского проката. В настоящее время фильм собрал 49 миллионов долларов и занимает третью строчку в списке самых кассовых фильмов в российском прокате. В ближайшее время он, вероятно, обгонит занимающую второе место "Иронию судьбы. Продолжение", от которой его отделяет меньше миллиона долларов ("Аватар" с его фантастическими 114 миллионами, занимающий первое место, останется вне досягаемости).

Наш рынок

Итак, статистика говорит нам, что зрители хотят ходить в кино. Однако, помимо этого, приведенные факты обнажают главную проблему нашего кинорынка - его малый размер. Да, россияне готовы тратить свои кровно заработанные в кинотеатрах, но делать это им банально негде - в России сейчас работают менее 2 тысяч экранов (в США - около 38 тысяч экранов). Именно увеличение количества кинозалов - первоочередная задача, которую необходимо решить для обеспечения стабильного роста рынка (а есть еще и другие, например, связанные с продажей билетов, но они не так важны).

Сейчас в России уже на вторую неделю проката сборы типичного фильма падают на 50-60 процентов. Скорее всего, это связано с тем, что многие кинотеатры, особенно имеющие один-два зала, вынуждены часто обновлять свой репертуар (хотя, конечно, не исключено, что большинство россиян предпочитает смотреть фильмы в первую неделю их проката или не смотреть их вовсе). Увеличение количества экранов позволит продлить прокатную жизнь фильмов, а следовательно, и приносимую ими прибыль - основной фактор развития индустрии.

Примечательно, что именно увеличение количества экранов является одним из основных пунктов плана, предложенного недавно Минэкономразвития и консалтинговой компанией McKinsey. По расчетам этой авторитетной компании, увеличение количества экранов до 4000 позволит увеличить среднюю выручку фильма с 9,7 до 15,9 миллиона долларов.

Что дальше?

А что же наши компании? Готовы ли они решать задачи, которые перед ними ставит рынок? Непохоже, что это так. Например, на строительство дополнительных экранов деньги, вероятно, будет тратить государство, а не дистрибьюторы (речь идет о сумме в 450 миллионов долларов).

Однако, вопреки здравому смыслу и жизненному опыту, хотелось бы закончить статью на оптимистической ноте. Быть может, капитаны кинобизнеса обратят внимание на имеющиеся в свободном доступе цифры и сочтут, наконец, что пришла пора строить кинотеатры и делать фильмы. Благо зритель к этому уже готов.

Культура00:0616 июня

Папа может

Кино недели: от «Суперсемейки 2» до «Дела Собчака»