Из года в год после любой крупной игровой выставки хочется писать примерно одно и то же: мероприятие уже не торт, в прошлом году было лучше, и вообще индустрия движется не туда, куда следовало бы. К состоявшемуся в Лос-Анджелесе игровому шоу Electronic Entertainment Expo 2010 подобные печальные пассажи также вполне подошли бы: смотреть, в общем-то, было толком не на что. Слишком мало громких анонсов, чересчур много глупых игр для домохозяек, да и в целом как-то очень спокойно. Но это лишь на первый взгляд.
На самом деле все не так уж мрачно. Просто две из трех крупных компаний, чьи пресс-конференции являются едва ли не главным источником новостей на E3 (речь идет о Microsoft, Nintendo и Sony, если кто еще не понял), неожиданно для всех поменялись местами. После выставки в Лос-Анджелесе Xbox 360 стала оптимальной консолью для казуальной аудитории благодаря устройству Kinect, а игровая система Wii превратилась в идеальную платформу для тех, кому по душе знакомые с детства сериалы, такие как Kirby, Donkey Kong Country и, конечно, The Legend of Zelda. Только компания Sony так и осталась стоять на распутье, пытаясь угодить и опытным геймерам, и казуалам.
Те, кто решил, что для Microsoft и Nintendo смена политики ничем хорошим не обернется (дескать, первая компания пытается пролезть не на свой рынок, а вторая слишком припозднилась с играми для преданных фанатов), сильно заблуждаются. Это обычное дело. Переоценка ситуации в головах журналистов и геймеров произойдет несколько позже. Когда всем станет ясно, что и Nintendo со своей новой портативной консолью 3DS, вытягивающей трехмерное изображение безо всяких дополнительных приспособлений, и Microsoft со своими не всегда идеальными играми для Kinect, втихаря переписывали историю индустрии и творили маленькие революции.
Но все же для начала немного о самой выставке. Многие компании на E3 решили внезапно, дружно и резко сменить формат своих презентаций. Привыкшие к конференциям в стиле "а вот сейчас еще один потеющий менеджер зачитает нам пресс-релиз" игрожуры были очень сильно удивлены - сперва красочным шоу, которое Microsoft устроила в честь презентации окончательного названия Kinect, а затем – замаскировавшимся под пресс-конференцию концертом от Activision, которая не пожалела 6 миллионов долларов на Эминема, Рианну и прочих звезд американской эстрады.
Отношение к выставке со стороны ряда издателей вообще удивило. Упомянутая выше Activision, являющаяся чуть ли не крупнейшим игровым издательством на планете, вообще не удосужилась построить на выставке стенд (либо мы его не нашли?). Была специальная зона, куда пускали записавшихся на закрытые показы журналистов, была упомянутая дорогостоящая вечеринка – а вот на "большой" E3 Activision была почти незаметна.
Впрочем, при всей прибыльности многочисленных сериалов Activision, основное внимание было приковано совсем к другим компаниям. По традиции последних лет первой пресс-конференции проводила Microsoft, причем презентации компании были разделены на два с половиной этапа - мероприятие, посвященное Kinect, на следующий день - большая пресс-конференция, после которой прошло скромненькое 15-минутное собрание, где было объявлено о запуске сервиса Xbox Live в России и других странах. Главными событиями для Microsoft стала обновленная консоль Xbox 360, а также Kinect и линейка игр для этого устройства. Тут тебе игра про тигрят (абсолютно очаровательная), фитнес, симулятор танцев и незамысловатые прыжки на плоту. В принципе, не надо быть супераналитиком, чтобы понять, на чью аудиторию покусилась Microsoft. Wii при слабой аппаратной начинке четыре года подряд лидирует в гонке приставок, при том что качество значительного числа игр для этой платформы, мягко скажем, сильно ниже среднего. В лидеры продаж периодически выбиваются "серьезные игры", но многим из них популярность того же Wii Fit и не снилась.
Что касается будущего Xbox 360 после выхода Kinect - оно кажется довольно радужным. В принципе, если фитнес-тренажеры убедят скучающих мамаш купить консоль, большую часть времени (дети-то не дураки) в приставке будут не диски с плотами и танцами, а Call of Duty, GTA, Gears и Halo. Кроме того, как минимум две из анонсированных игр для Kinect делаются с расчетом на "серьезных" игроков - это пока непонятный, но зрелищный Star Wars, а также новая версия Forza Motorsport.
Kinect впечатляет не только своими игровым потенциалом и возможностью управлять всеми функциями консоли движениями рук и голосом, изображая Тома Круза из "Особого мнения". Разработка Microsoft может стать первым шагом к принципиально новому управлению в играх и в состоянии поменять восприятие виртуальной реальности. В принципе, Kinect имеет смысл рассматривать как некий аналог самой первой мыши: страшненькая, поначалу неточная и довольно неудобная, - а всего десятилетия спустя никто не может представить себе без нее ни один компьютер. Остается только вставить пассаж про "покажет время", ведь зависеть все будет от качества игр.
Еще одной маленькой революцией или хотя бы твердым шагом на пути к ней можно смело назвать новую портативную консоль от Nintendo под названием 3DS. Перед нами, если все сильно упростить, обновленная и оборудованная гораздо более мощным "железом" версия DS обыкновенной, с той лишь разницей, что выдаваемое консолью изображение - трехмерное. Без всяких очков и других дополнительных приспособлений.
Когда держишь в руках это чудо техники (а для этого надо было выстоять очень немаленькую очередь), трудно сдержать восторг от увиденного. Толком ни одной игры для новой консоли показано не было - на стенде Nintendo ограничивались технической демонстрацией возможностей 3DS. Утомленной ожиданием публике показывали статичные изображения главных героев популярных игровых сериалов - Super Mario и Metroid, да запись игрового процесса нескольких игр. Стоит повернуть экран консоли – и происходящее на экране предстает под другим углом. В общем, лучше один раз увидеть - например, здесь или здесь. В роликах эффект 3D видно не очень - но вживую выглядит очень здорово.
За популярность новой консоли уже можно не бояться - ажиотаж вокруг 3DS на выставке был нешуточный, да и сама Nintendo сделает все, чтобы на новой платформе было во что поиграть. Причем пресс-конференция японской компании дает повод предположить, что на 3DS выйдут многие классические игры последних 5-10 лет, взять к примеру тот же Metal Gear Solid 3.
Вообще, в нынешнем году Nintendo выступила гораздо лучше, чем на E3-2009. Тогда возникло ощущение, что в японской компании все сошли с ума, раз на полном серьезе показывают публике напальчник для измерения пульса во время игры. Сейчас же Nintendo произвела фурор с 3DS, да и линейка игр для Wii заставляет надеяться, что год для обладателей этой приставки выдастся очень интересный.
А что же пытается делать Sony? На пресс-конференции этой компании так много говорили о точности нового контроллера PlayStation Move, слова "excitement", "buttons" и "precision" звучали так часто, что невольно вспоминались знаменитые танцы Стива Балмера. При этом новое устройство не производит никакого впечатления вообще. Просто потому, что все, кому было нужно, уже вдоволь наигрались с контроллером для Wii, который умеет выполнять ровно те же функции, что и Move. А что касается точности - тут уж все зависит от разработчиков, которые будут делать игры с поддержкой нового аксессуара. Плюс ко всему, полноценный комплект Move обойдется владельцам PS3 вовсе не в 80 долларов, как утверждают в Sony. Просто компания не подчеркивает особо, что для работы контроллеров необходима камера - а это еще от 40 долларов и выше.
Наличием кнопок на новом контроллере для PlayStation 3 тоже никого не удивишь - у Wii Remote они тоже есть. Хотя именно этот факт, по мнению сотрудников Sony, является одним из определяющих, наряду с точностью. Скорее всего, это очередная не слишком удачная попытка уесть Microsoft, которая посредством Kinect пытается научить геймеров играть вообще без всего, голыми руками. Представители Sony даже не постеснялись убить пять минут своей презентации на претенциозную речь Кевина Батлера, персонажа одной из своих рекламных кампаний. Правда, никто не учел, что издевки над выступлением артистов Cirque du Soleil во время специальной Kinect-вечеринки выглядят просто глупо, а заявления о том, что "правильному" геймеру необходимо чувствовать в руках продолговатые объекты во время игры, звучат очень двусмысленно и вообще превращают саму компанию в объект для пошлых шуточек.
Еще у Sony будут игры с поддержкой 3D. Вот только для того, чтобы насладиться трехмерной картинкой, геймерам потребуются специальные очки и специальный телевизор Sony Bravia. Покупка дорогого ЖК-телевизора для приставки – в принципе, дело понятное, но с учетом того, что далеко не все перешли на "обычные" HDTV, в немедленную 3D-революцию от Sony нам не верится. Тем более что для упомянутой выше Nintendo 3DS никакие дополнительные приспособления не нужны. Да и голова от специальных очков начинает болеть уже минут через пятнадцать после начала игры, в чем могли убедиться многие посетители выставки – ну, по крайней мере те, кому хватило терпения отстоять очередь. Да, это все может быть довольно любопытно, но... как-то уже неактуально, что ли.
Возможно, прогноз слишком пессимистичный, но в ближайший год компании Sony придется надеяться на успех многочисленных сиквелов, среди которых Killzone 3, LittleBigPlanet 2, Gran Turismo 5, inFamous 2, Portal 2 (который, впрочем, и на PC с Xbox 360 выйдет) и возрожденная Twisted Metal, да спешно придумывать, что бы такое изобрести еще, до чего ни Nintendo, ни Microsoft пока не додумались.