Экономика
13:16, 31 июля 2010

Почтовый Левиафан "Почте России" порекомендовали заняться торговлей и банковским бизнесом

Ирина Рябова

На медлительность и неповоротливость российской "Почты" никогда не жаловался, наверное, только ленивый. Неудивительно, ведь предприятие с 1990-х годов практически в неизменном виде просуществовало вплоть до 2002 года, когда на базе Министерства связи было создано ФГУП "Почта России". Предполагалось, что реорганизация в структуре "Почты" начнется в 2007 году с приходом нового руководителя, однако этим планам помешал кризис. В 2010 году консалтинговая компания Boston Consulting Group подготовила новую концепцию развития "Почты".

В сентябре 2002 года в рамках реструктуризации Минсвязи на базе департамента почтовой связи было сформировано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Почта России". На сегодняшний день сеть оператора объединяет 42 тысячи отделений, а численность персонала превышает 400 тысяч человек.

Странно, но такая масштабная структура с 2005 года не приносила прибыль. Только в 2009 году "Почта России" смогла выйти на уровень безубыточности, получив чистую прибыль в 306 миллионов рублей при выручке в 96,3 миллиарда рублей. Для сравнения, в 2008 году убыток ФГУП составил 2,1 миллиарда рублей.

При этом, кстати, в 2009-м на развитие "Почты России" было потрачено 5,4 миллиарда рублей. Из них 2,9 миллиарда пошли на модернизацию технологической инфраструктуры, технического и программного обеспечения. Все эти затраты, однако, не помешали "Почте" сразу в начале 2010 года увеличить срок доставки посылок с двух недель до двух месяцев и пережить так называемый "посылочный кризис".

Попутно "Почта" получила в свой адрес массу нелестных отзывов. В основном, вызваны они были тем, что из-за увеличения сроков доставки посылок продавцы зарубежных интернет-магазинов (например, eBay) отказывали россиянам в оформлении заказов. Сложности с оформлением посылок возникли и у независимых операторов экспресс-доставки DHL и UPS. Ситуация с посылками стабилизировалась только в апреле текущего года.

Очевидно, что "Почта России" нуждается в реорганизации для дальнейшего привлечения клиентов. С развитием интернета многие пользуются для отправки писем электронной почтой, а на рынке посылок у "Почты" есть немало конкурентов, иногда куда более оперативных и недорогих.

Надежда на изменения появилась после того, как в декабре 2007 года у "Почты" появился новый руководитель. Им стал Андрей Казьмин, до этого в течение 12 лет работавший на должности президента и председателя правления Сбербанка - крупнейшей в России финансовой организации.

Предполагалось, что под руководством Казьмина "Почта" сможет реализовать программу по предоставлению банковских услуг в своих отделениях. Правительство намеревалось выделить на реализацию этой программы свыше 200 миллиардов рублей, однако из-за кризиса с финансированием эти планы пришлось отложить. В феврале 2009 года Казьмин покинул свой пост, и "Почту России" возглавил бывший генеральный директор "Связьинвеста" Александр Киселев.

Почти сразу же после назначения стало ясно, что Киселев всерьез собрался реорганизовать "Почту". Тогда же, в феврале прошлого года, он объявил, что предприятие модернизирует всю свою магистральную логистику, усилит централизацию управления, увеличит доходы, расширит список финансовых услуг и даже планирует создать в своей структуре авиакрыло. Все эти изменения должны были произойти в рамках подготовки к будущему акционированию "Почты".

Акционирование предусматривалось концепцией реформирования "Почты", принятой еще в 2002 году. Сменив форму собственности, компания смогла бы привлекать инвестиционные средства и участвовать в программах частно-государственного партнерства.

Александр Киселев. Фото с сайта russianpost.ru
Lenta.ru

До сих пор с акционированием у "Почты" как-то туговато. В середине июля 2010-го сообщалось, что правительство в очередной раз вернулось к этому вопросу и премьер-министру Владимиру Путину был направлен доклад с предложением сменить организационно-правовую форму "Почты России" с ФГУПа на ОАО со стопроцентным государственным участием. Однако позднее пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что Путин этого доклада не получал.

Между тем, только после акционирования ведомство Киселева получит возможность войти в капитал Почтового банка, который планируется к 2011 году создать на основе "Почты России". Именно такое предложение сделала консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG), которая подготовила концепцию развития для "Почты". Таким образом, как считает BCG, "Почта" будет мотивирована развивать проект, получая дивиденды от его работы.

BCG указывает, что банковские услуги являются одной из самых рентабельных отраслей, и приводит примеры совмещения почтовых и банковских услуг из мировой практики. Так, первыми странами, которые совместили такие услуги, стали Голландия (Dutch Postbank, 1881 год), Швейцария (Post Finance, 1906) и Великобритания (несколько банков, с 1861 года). Немецкий Deutsche Postbank и японский Yucho Bank на сегодняшний день являются одними из ведущих финансовых институтов в своих странах.

Почтовый банк, который, как предполагается, станет крупнейшим в стране по числу отделений в России, будет создан на основе "Почты" госкорпорацией ВЭБ совместно со Связь-банком. Государство также планирует привлечь в проект частного инвестора, который купил бы не менее 25, но не более 50 процентов акций нового банка.

Участие в капитале Почтового банка имеет смысл для "Почты", учитывая, что в прошлом году 37 процентов доходов ведомству принесло оказание финансовых услуг (то есть, к примеру, услуг по пересылке денежных переводов, выплата пенсий и пособий и прием коммунальных платежей). Для сравнения - 42 процента дохода "Почте" обеспечили почтовые услуги и 21 процент - прочие коммерческие услуги.

Разработчики концепции считают, что, помимо развития розничного банковского бизнеса, "Почте" также следует наращивать долю на рынке денежных переводов и активно развивать рынок посылок и экспресс-доставки (EMS). Также "Почта" должна активнее развивать розничную торговлю в отделениях в сельской местности. Для этого в компании должны появиться специальные бизнес-единицы, а ее работа должна быть разделена по макрорегионам, как это делает, к примеру, Сбербанк. Изменения в организационной модели помогут ведомству экономить до 6 миллиардов рублей в год.

Теперь "Почте" нужно только пережить акционирование, а Почтовому банку - все-таки состояться. В самом начале июля руководитель Минкомсвязи Игорь Щеголев предупредил, что создание Почтового банка отложено на неопределенный срок, а сама идея может быть отклонена. Ранее от участия в проекте уже отказались "Юникредит Банк" и ХКФ-банк.

< Назад в рубрику