2 августа власти Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) сказали "нет" смартфонам BlackBerry. В этот день стало известно, что с середины октября в стране введут запрет на сервисы, которые и превратили BlackBerry в стандарт корпоративного смартфона и сделали канадскую компанию RIM четвертым по величине производителем мобильных телефонов в мире.
В середине осени жители страны не смогут пользоваться интернет-браузером BlackBerry, а также ее клиентом электронной почты и сервисом для обмена мгновенными сообщениями Messenger. То есть практически всем, ради чего эти смартфоны покупаются. И делается это из соображений обеспечения национальной безопасности.
Дело в том, что канадская компания продает не просто смартфон, а предоставляет вместе с ним доступ в мир корпоративных коммуникаций. В BlackBerry используются собственные технологии, которые позволяют владельцам "ежевичных" смартфонов читать и отправлять корпоративную почту, просматривать календарь и назначать встречи, а также переписываться с другими владельцами BlackBerry.
При этом все данные, которыми обмениваются владельцы смартфонов, передаются по зашифрованным каналам, что делает их закрытыми для хакеров и любых желающих узнать чьи-то секреты, в том числе, как оказалось, и для властей ОАЭ.
Как оказалось, они крайне притягательны. За устройством канадской компании даже закрепилось нехитрое прозвище “crackberry”, которое обыгрывает название наркотика. Дошло до того, что после избрания на свою должность расставаться с "ежевичкой" ни в какую не захотел президент США Барак Обама.
Дело в том, что по закону от 1978 года все сообщения американских президентов должны обязательно сохраняться в письменном виде. Однако при использовании смартфона это делать затруднительно – не важно, идет ли речь о письмах электронной почты, СМС или сообщениях в мессендежере.
Обама рассказал, что "битва" за право использовать BlackBerry была одной из тяжелейших в его жизни. Однако он вышел из нее победителем. У него осталась возможность использовать смартфон для личной переписки, но вот адрес его почты должен быть известен только узкому кругу лиц, в который вошли близкие друзья и помощники президента.
Освещение всей истории про Обаму и его BlackBerry сделало недурной пиар канадской фирме. Аналитики оценили, что организация подобной по масштабу маркетинговой компании обошлась бы RIM в 50 миллионов долларов. А она не потратила ни цента.
Однако одной Америкой популярность BlackBerry не ограничивается. В начале июля завод по сборке смартфонов, расположенный в Канаде, посетила королева Великобритании Елизавета II. Как оказалось, она является большим любителем "гаджетов", и основатель RIM Майк Лазаридис (канадец с греческими корнями, родившийся в Турции) вручил ей новенький смартфон.
Вместе с тем нынешние гонения на BlackBerry в ОАЭ показывают, что канадская компания иногда сталкивается и с неудачами. Так, в 2007 году пользоваться BlackBerry запретили французским депутатам и членам правительства. Это было сделано, между прочим, опять-таки из соображений безопасности.
На тот момент данные французских пользователей передавались на серверы, расположенные в США и Великобритании. Это позволило чиновникам, отвечающим за национальную безопасность, сделать вывод о ненадежности использования BlackBerry с точки зрения защиты интересов страны. Однако, например, в США по состоянию на 2009 год BlackBerry пользовались более полумиллиона госслужащих.
Отметим, что в том же 2007 году первые смартфоны BlackBerry официально появились и в России. Переговоры о начале поставок смартфонов велись более двух лет, а камнем преткновения долгое время была ФСБ, которая не разрешала провести сертификацию смартфонов. Загвоздка заключалась в чипах шифрования, которые используются в этих смартфонах.
Теперь вернемся собственно к конфликту BlackBerry и властей ОАЭ. Майк Лазаридис довольно жестко ответил на попытки обязать BlackBerry раскрыть данные пользователей. Он заявил, что таким образом государства ставят крест на развитии интернета вообще. И посоветовал им в таком случае полностью отключить доступ к Сети для жителей своих стран.
Однако если эмоциональность канадца можно понять, то также можно понять и правительство Индии, которое уже несколько лет ведет с RIM переговоры относительно доступа к персональным данным владельцев смартфонов.
Дело в том, что террористы, организовавшие взрывы в индийском городе Мумбаи, при подготовке терактов пользовались для связи смартфонами BlackBerry. Именно с этим и связано беспокойство руководителей не только ОАЭ и Индии, но и Саудовской Аравии, которая также намеревается заблокировать сервисы BlackBerry уже с 6 августа, а также Индонезии.
И чем бы ни закончился в итоге конфликт между BlackBerry и ближневосточными государствами, он поставил два важных вопроса: "Так ли плоха BlackBerry, если она активно защищает личные данные пользователей?" И "Если у меня не BlackBerry - то значит, у властей есть свободный доступ к моим данным?"