Интернет и СМИ
13:35, 7 августа 2010

Спрыгнули с волны Google объявил о скором закрытии Wave - несостоявшегося коммуникационного сервиса будущего

Дмитрий Читая

4 августа Google заявил о прекращении развития проекта Wave, который наделал столько шума годом ранее. Фактически компания заявила, что сервис точно просуществует до конца этого года, однако в дальнейшем его рано или поздно закроют. С момента предоставления доступа в Wave всем желающим до объявления о его закрытии прошло менее трех месяцев, что свидетельствует о полном провале проекта.

И, пожалуй, чего-то подобного стоило ожидать. Ведь буквально в мае один из создателей Wave датчанин Ларс Расмуссен писал , что проект совершенно не был понят аудиторией.

Google Wave, который позиционировался создателями как сочетание целого ряда наиболее популярных инструментов интернет-общения, был впервые показан в мае 2009 года на конференции разработчиков. Те встретили его с большим энтузиазмом, поскольку Wave представлял собой синтез электронной почты, сервиса по обмену мгновенными сообщениями, инструмента для совместного труда, и прочая, и прочая, который вполне мог превратиться в "электронную почту будущего".

Пользователи Wave могли с помощью сервиса создавать так называемые "волны". Если говорить вкратце – это цепочки сообщений, которые создаются одним пользователем и наполняются в режиме реального времени другими, которые и формируют рабочую группу. При этом Wave позволял обмениваться сообщениями и создавать электронные документы, которые потом можно было вывести в Google Docs.

Все сообщения, будь то текст или изображения, сохранялись в том порядке, в котором они были созданы. Таким образом, пользователи могли вернуться назад, чтобы просмотреть или удалить ненужное. Более подробно о Wave "Лента.ру" писала здесь.

Расширенное тестирование сервиса с участием обычных пользователей началось в сентябре 2009 года. Тогда доступ к Wave получили 100 тысяч обычных пользователей, в то время как до этого его тестировали сами разработчики.

В своей колонке Расмуссен с нежностью вспоминал то время. Он писал, что первые пользователи искренне восхищались возможностями, которые предлагал Wave. Однако с проектом сыграло злую шутку стремление представить его большей аудитории до того, как были вычищены все "баги" и плохо проработанные идеи.

Еще в сентябре разработчики предупреждали, что сервис является "сырым" и многие недоработки, выявленные пользователями, будут исправляться уже в процессе тестирования. Это является обычной практикой, однако поскольку сам Wave был столь новым и необычным инструментом, за первой волной восхищения пришел вал недоумения: "а что собственно нам с этим делать?"

И пользователи, которые сделали Wave самым популярным IT-трендом в Twitter за 2009 год, побежали из сервиса даже до его официального открытия для публики.

И вот тут можно задаться вопросом, если в Google видели статистику использования сервиса – то почему же они решили запустить его раньше срока - в мае. Ведь изначально планировалось, что он официально откроется только в конце 2010 года. Да и открыли его как-то тихо. Как оказалось, об этом узнала далеко не вся потенциальная аудитория. И вот теперь дни сервиса сочтены.

Отталкиваясь от этой, пожалуй, наиболее крупной неудачи Google на настоящий момент, хочется взглянуть и на другие "фейлы" компании. За свою недолгую историю Google успел предпринять действительно большое количество инициатив, не все из которых привели к появлению конкурентоспособного продукта.

У Google был и сервис Notebook, позволявший делиться с другими пользователями отрывками текста и изображениями, персонализированный поиск SearchWiki, и проект Google Video, который стал ненужным после покупки YouTube и плавно перерос в Google Videos. Также Google отказался от сервиса Answers, который, правда все еще существует на русском языке.

Также поисковик отметился тем, что купил и «зарубил» пару интересных стартапов. Речь идет о сервисе Dodgeball, которые был создан основателем foursquare Денисом Кроули, и приобретен Google еще в 2005 году. В 2007 году Google купил сервис микроблогов Jaiku, который не смог стать столь же популярным, как Twitter.

Ну и нельзя не упомянуть Google Buzz, который хоть и не закрыт официально, а продолжает развиваться, может ожидать судьба Wave. Уж слишком сложно будет привлечь к сервису пользователей, которые уже отвернулись от него после шумной истории с автоматическим подключением "по умолчанию".

Отрадно заметить, что Google пытается обернуть свои неудачи в плюсы. Президент компании Эрик Шмидт сразу после объявления о закрытии Wave заявил, что Google "отмечает свои неудачи" (We celebrate our failures). Шмидт имел в виду, что его компании присущ дух предпринимательства, что она рискует, выводя на рынок новые продукты, которые иногда проваливаются.

Google уже заявил, что будет использовать технологии, созданные в рамках Wave, в будущих проектах. При этом Шмидт отметил, что самой компании этот сервис понравился и он сожалеет, что Wave не встретил одобрения у аудитории.

Глава Google отметил и еще одну важную деталь. Его компания не стремится вкладывать средства в маркетинг. Политика Google заключается в том, что она выводит продукт на рынок и смотрит, как тот приживется.

Однако в случае со столь необычным решением, которым являлся Wave, маркетинг бы точно не помешал. Ведь аудитория Google – обычные пользователи. Нам и объяснять надо, а лучше и разжевывать.

< Назад в рубрику