Спрыгнули с волны

Google объявил о скором закрытии Wave — несостоявшегося коммуникационного сервиса будущего

4 августа Google заявил о прекращении развития проекта Wave, который наделал столько шума годом ранее. Фактически компания заявила, что сервис точно просуществует до конца этого года, однако в дальнейшем его рано или поздно закроют. С момента предоставления доступа в Wave всем желающим до объявления о его закрытии прошло менее трех месяцев, что свидетельствует о полном провале проекта.

И, пожалуй, чего-то подобного стоило ожидать. Ведь буквально в мае один из создателей Wave датчанин Ларс Расмуссен писал , что проект совершенно не был понят аудиторией.

Google Wave, который позиционировался создателями как сочетание целого ряда наиболее популярных инструментов интернет-общения, был впервые показан в мае 2009 года на конференции разработчиков. Те встретили его с большим энтузиазмом, поскольку Wave представлял собой синтез электронной почты, сервиса по обмену мгновенными сообщениями, инструмента для совместного труда, и прочая, и прочая, который вполне мог превратиться в "электронную почту будущего".

Пользователи Wave могли с помощью сервиса создавать так называемые "волны". Если говорить вкратце – это цепочки сообщений, которые создаются одним пользователем и наполняются в режиме реального времени другими, которые и формируют рабочую группу. При этом Wave позволял обмениваться сообщениями и создавать электронные документы, которые потом можно было вывести в Google Docs.

Все сообщения, будь то текст или изображения, сохранялись в том порядке, в котором они были созданы. Таким образом, пользователи могли вернуться назад, чтобы просмотреть или удалить ненужное. Более подробно о Wave "Лента.ру" писала здесь.

Расширенное тестирование сервиса с участием обычных пользователей началось в сентябре 2009 года. Тогда доступ к Wave получили 100 тысяч обычных пользователей, в то время как до этого его тестировали сами разработчики.

В своей колонке Расмуссен с нежностью вспоминал то время. Он писал, что первые пользователи искренне восхищались возможностями, которые предлагал Wave. Однако с проектом сыграло злую шутку стремление представить его большей аудитории до того, как были вычищены все "баги" и плохо проработанные идеи.

Еще в сентябре разработчики предупреждали, что сервис является "сырым" и многие недоработки, выявленные пользователями, будут исправляться уже в процессе тестирования. Это является обычной практикой, однако поскольку сам Wave был столь новым и необычным инструментом, за первой волной восхищения пришел вал недоумения: "а что собственно нам с этим делать?"

И пользователи, которые сделали Wave самым популярным IT-трендом в Twitter за 2009 год, побежали из сервиса даже до его официального открытия для публики.

И вот тут можно задаться вопросом, если в Google видели статистику использования сервиса – то почему же они решили запустить его раньше срока - в мае. Ведь изначально планировалось, что он официально откроется только в конце 2010 года. Да и открыли его как-то тихо. Как оказалось, об этом узнала далеко не вся потенциальная аудитория. И вот теперь дни сервиса сочтены.

Отталкиваясь от этой, пожалуй, наиболее крупной неудачи Google на настоящий момент, хочется взглянуть и на другие "фейлы" компании. За свою недолгую историю Google успел предпринять действительно большое количество инициатив, не все из которых привели к появлению конкурентоспособного продукта.

У Google был и сервис Notebook, позволявший делиться с другими пользователями отрывками текста и изображениями, персонализированный поиск SearchWiki, и проект Google Video, который стал ненужным после покупки YouTube и плавно перерос в Google Videos. Также Google отказался от сервиса Answers, который, правда все еще существует на русском языке.

Также поисковик отметился тем, что купил и «зарубил» пару интересных стартапов. Речь идет о сервисе Dodgeball, которые был создан основателем foursquare Денисом Кроули, и приобретен Google еще в 2005 году. В 2007 году Google купил сервис микроблогов Jaiku, который не смог стать столь же популярным, как Twitter.

Ну и нельзя не упомянуть Google Buzz, который хоть и не закрыт официально, а продолжает развиваться, может ожидать судьба Wave. Уж слишком сложно будет привлечь к сервису пользователей, которые уже отвернулись от него после шумной истории с автоматическим подключением "по умолчанию".

Отрадно заметить, что Google пытается обернуть свои неудачи в плюсы. Президент компании Эрик Шмидт сразу после объявления о закрытии Wave заявил, что Google "отмечает свои неудачи" (We celebrate our failures). Шмидт имел в виду, что его компании присущ дух предпринимательства, что она рискует, выводя на рынок новые продукты, которые иногда проваливаются.

Google уже заявил, что будет использовать технологии, созданные в рамках Wave, в будущих проектах. При этом Шмидт отметил, что самой компании этот сервис понравился и он сожалеет, что Wave не встретил одобрения у аудитории.

Глава Google отметил и еще одну важную деталь. Его компания не стремится вкладывать средства в маркетинг. Политика Google заключается в том, что она выводит продукт на рынок и смотрит, как тот приживется.

Однако в случае со столь необычным решением, которым являлся Wave, маркетинг бы точно не помешал. Ведь аудитория Google – обычные пользователи. Нам и объяснять надо, а лучше и разжевывать.

Обсудить
«Послать на хер — это не на фиг»
Филолог Анатолий Баранов о том, почему не следует запрещать матерные слова
Застрявший между жизнью и смертью
Посещение спортивного магазина обернулось жуткой трагедией
Такие родные
От пятерок в школе до перестрелки — как карьера чиновников рушится из-за семьи
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Львиная доля
Лучшая автомобильная реклама «Каннских львов»
Тест: угадай звезду по машине
Чей этот розовый «Бентли»? А шестиколесный «Гелик»?
История полицейских авто Америки
Каким был и каким стал автопарк полиции США
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе