"Южный поток", амбициозный проект "Газпрома", вновь споткнулся об партнеров концерна в Европе. Газета "Коммерсант" утверждает, что Сербия и Болгария договорились о маршруте газопровода в угоду политическим интересам Белграда, проигнорировав экономическую нецелесообразность такого решения. Мнение "Газпрома", который возражал против такого проекта, сербами учтено не было вовсе. Хотя проект строительства трубы ни в Сербии, ни в Болгарии еще не согласован, маловероятно, что оно будет учтено и в дальнейшем. На стороне Сербии выступает Болгария, без которой газпромовской трубе попросту не "вынырнуть" в Европе.
"Южный поток", по замыслу "Газпрома" и итальянской Eni, начиная с 2015 года должен доставлять газ из России по дну Черного моря на юг Европы. Потенциальная мощность трубы составит 63 миллиарда кубометров в год. В связке с Eni российский концерн строит лишь подводную часть трубопровода. Для того, чтобы проект заработал, "Газпрому" было необходимо договориться о строительстве газопровода с рядом европейских стран, компании из которых выступят партнерами российской монополии в проекте. В минувшие выходные выяснилось, что маршрут газопровода зависит не только от умения "Газпрома" договариваться.
7 августа в болгарской Варне провели встречу президент Сербии Борис Тадич и премьер Болгарии Бойко Борисов. По ее итогам Борисов заявил, что стороны договорились о маршруте газопровода "Южного потока". В частности, он отметил, что труба пересечет границу между двумя странами в районе города Димитровград. На этом, отметил болгарский премьер, настояла сербская сторона. София, как следовало из речи Борисова, это стремление Белграда поддержала, но не бескорыстно. Взамен Сербия обязалась поучаствовать в строительстве российско-болгарской АЭС "Белене" на правах младшего партнера.
Газета "Коммерсант" утверждает, что Болгария и Сербия согласовали маршрут газопровода вопреки позиции "Газпрома" по этому вопросу. До сих пор между Москвой и Белградом существовала предварительная договоренность, что труба из Болгарии войдет на территорию Сербии в районе города Заечар. Он расположен на 100 километров севернее Димитровграда, прокладка трубы через который заметно удлиняет ее и делает и без того дорогой проект еще дороже.
Белград с самого начала был заинтересован в прокладывании трубы через Димитровград. Для Сербии данный вопрос быстро стал политическим. "Газпромовский" вариант прокладки трубы, сулящей дополнительные инвестиции, оставляет без них юг республики, тогда как вариант прокладки трубы через Димитровград вынудит газовиков тащить "Южный поток" через всю Сербию. Надавить на крупнейшего инвестора в сербскую экономику самостоятельно Белград не мог, поэтому решил сделать это через Софию.
В "Газпроме" говорят, что последнее слово в выборе маршрута останется за российской монополией, так как именно она отвечает за разработку сводного ТЭО проекта. Однако, как отмечала в июле газета "Время новостей", ТЭО участка трубы в Болгарии будет делать другая компания, которую Софии и Москве только предстоит совместно определить. И это будет не российско-болгарское СП, аналогичное СП России и Сербии, проектирующему свой участок газопровода.
От того, как решит вести свой участок трубы София, будет зависеть и то, как решит строить трубу СП России и Сербии. С Софией же Москве вести диалог будет чрезвычайно сложно, ведь с тех пор, как в 2009 году в Болгарии сменилась власть, стороны демонстрируют весьма слабую способность к нормальному диалогу.
Болгария является очень важной страной для "Южного потока". Именно здесь по планам "Газпрома" труба будет "выныривать" из Черного моря, после чего направится далее по суше. При этом София уже в 2009 году создала множество проблем российскому концерну, когда новое правительство во главе с Борисовым начало пересматривать достигнутые ранее энергетические соглашения с Россией, в числе которых оказались "Южный поток" и АЭС "Белене". В итоге "Газпром" даже начал переговоры о вхождении в проект с соседней Румынией.
В начале июля 2010 года Болгарию отправился вице-премьер России Виктор Зубков, который смог договориться с Борисовым о подписании "дорожной карты" по проекту. Особым достижением этот документ назвать язык не поворачивается. Стороны лишь расписали план взаимодействия до 30 июня 2011 года, когда должны быть заключены новые контракты на поставку российского газа в Болгарию. Зубков улетел, а лишь несколько дней спустя министр экономики Болгарии Трайчо Трайков высказался за активизацию работы по строительству газопровода между Турцией и Болгарией. Эта труба будет частью Nabucco, который в Софии называют приоритетным для страны проектом.
Вот и результат подобной политики. В переговорах с российской стороной София добилась максимальной отсрочки в создании совместного предприятия "Газпрома" и Bulgargaz, оттянув его аж на февраль 2011 года. К этому моменту в ЕС уже будет принято инвестиционное решение по конкурирующему на Балканах с "Южным потоком" газотранспортному проекту Nabucco. Вот Болгария и решила не оформлять сделку с Россией до этого ключевого момента. Одновременно София вынудила Москву пообещать скидку на газ и убрать из схемы поставок топлива в Болгарию посредников. На пользу "Южному потоку" вялотекущий саботаж проекта со стороны Софии не идет. Как, впрочем, и продолжающиеся дрязги с Eni, партнером российского концерна в проекте.
Главный управляющий директор итальянского концерна Паоло Скарони давно уже раздражает своих московских коллег нарушениями партнерских отношений с "Газпромом". Дошло до того, что весной Скарони неожиданно предложил объединить "Южный поток" и Nabucco, за что был раскритикован российской стороной. Противоречия между партнерами не позволили им в июне договориться о присоединении к строительству трубы французской EdF, долю которой в проекте Eni и "Газпром" никак не могут согласовать между собой.
Позиция Болгарии косвенно играет на руку тем, кто считает "Южный поток" несбыточным проектом. И "Газпрому" пока нечего противопоставить Софии. А вслед за ней и Белграду. Почти уже материализовавшийся "Южный поток" вновь грозит если и не превратиться в мираж, то стать капитальным долгостроем.