Новости партнеров

Клиподелы

Как успешные клипмейкеры становятся кинорежиссерами

В 2006 году в США была опубликована книга "Дорога" Кормака Маккарти (кстати, автора романа "Старикам тут не место"). Почти сразу же книгу решили экранизировать; в режиссерское кресло посадили австралийца Джона Хиллкоута. Фильмография этого режиссера не слишком обширна, однако многие из тех, кто интересуется современной музыкой, знакомы с его работами. Дело в том, что Хиллкоут снял довольно много видеоклипов — в том числе и для таких известных групп, как Depeche Mode, Muse и Placebo.

Совсем недавно в интернете была обнародована еще одна работа кинорежиссера — видеоклип на песню проекта UNKLE "The Answer". Хиллкоут снял скорее даже не клип, а мини-фильм, главным героем которого является актер Рэй Уинстон. Рэй рассказывает о реальном случае из своей жизни: более 30 лет назад в него попала молния. По словам Уинстона, это заставило его пересмотреть взгляды на многие вещи. Рассказ актера сопровождается психоделическими картинками. Ролик вполне удался — все-таки над ним работал профессионал. "Лента.ру" вспоминает других известных кинорежиссеров, также оказавшихся талантливыми клипмейкерами.

Мишель Гондри

Год назад сайт Pitchfork составил список лучших музыкальных видеоклипов последнего десятилетия, и первую строку в нем заняла именно работа Гондри. Составители списка выделили ролик, снятый на песню "Fell in Love with a Girl" группы White Stripes. Между тем отличных клипов у Гондри накопилось предостаточно. Он неоднократно работал с Бьорк ("Joga", "Army of Me", "Declare Independence") - даже удивительно, почему он до сих пор не снял певицу в каком-нибудь полнометражном фильме. Клиентами режиссера в разные годы становились Пол Маккартни, The Rolling Stones, Chemical Brothers, Radiohead и Канье Уэст. Почти в каждом ролике Гондри проявляет невероятную изобретательность — посмотрите, например, как он обращается с пространством в клипе "Protection" Massive Attack и со временем в экранизации песни "Sugar Water" Cibo Matto.

Примечательно, что Гондри начинал карьеру именно как клипмейкер. Точнее, как ударник французской группы Oui Oui, для которой он решил снимать ролики. И уже потом были работа в рекламе, дружба с Бьорк и полнометражные фильмы. В настоящее время режиссер работает над фильмом "Зеленый Шершень" с Сетом Рогеном и Кэмерон Диаз.

Спайк Джонз

Джонз работал с Sonic Youth, Beastie Boys и той же Бьорк. В клипе на композицию "Elektrobank" Chemical Brothers 1997 года Спайк снял свою будущую супругу, актрису и режиссера Софию Копполу, в роли гимнастки.

Как и Гондри, Джонз начинал именно с видеоклипов. Музыкальные ролики он снимает с начала 90-х; первая полнометражка Спайка - "Быть Джоном Малковичем" - вышла в прокат только в 1999 году. Примечательно, что во многих фильмах Джонза музыка играет довольно важную роль. Например, его последнюю полнометражную работу — основанную на одноименной детской книжке ленту "Там, где живут чудовища" — делает завершенной именно саундтрек Карен О. А саундтрек из короткометражки про влюбленность роботов "Я здесь" (ее, кстати, можно полностью посмотреть на официальном сайте) в ближайшее время будет издан отдельным диском.

Дэвид Финчер

До работы над фильмами "Семь", "Бойцовский клуб" и "Зодиак" Финчер снимал клипы для Мадонны, Майкла Джексона и Полы Абдул. А также рекламные ролики для Nike, Levi's и пива Budweiser. Занимался он этим с начала 80-х — и к 90-м стал настоящим профессионалом. К его роликам не придерешься, однако фантазии и желания экспериментировать, характерных для Гондри и Джонза, не чувствуется.

Дебютом Финчера на широком экране стала лента "Чужой 3", вышедшая в 1992 году. Сам режиссер считает эту свою работу довольно неудачной, и критики с ним вполне согласны. Зато за следующие 18 лет Финчер сумел превратиться в одного из самых востребованных голливудских режиссеров. Например, сейчас он вовсю готовится к съемкам фильма "Девушка с татуировкой дракона" - при том, что его предыдущая лента "Социальная сеть", биография создателя сервиса Facebook Марка Цукерберга, еще не вышла в прокат. Клипы Финчер теперь почти не снимает, не до того. Последний его музыкальный ролик - "Only" на песню Nine Inch Nails — вышел в 2005 году. Режиссер верен себе: клип профессиональный, но не слишком изобретательный.

Антон Корбийн

Корбийн — не просто фотограф и клипмейкер. По сути именно он сформировал визуальный образ Depeche Mode, а также довольно серьезно повлиял на стилистику U2. Для возглавляемой Дэйвом Гааном группы он снял такие значимые ролики, как "I Feel You", "Enjoy the Silence" и "Useless". Для ирландского квартета — клипы на песни "Pride", "One" и "Electrical Storm". Другими музыкантами, неоднократно обращавшимися к Корбийну, были Coldplay и Echo & the Bunnymen. Кроме того, режиссер снял отличный ролик группе Nirvana и одел Генри Роллинза в костюмы Супермена и монашки.

Режиссерским дебютом Корбийна на большом экране стал байопик лидера Joy Division Яна Кертиса. Тут прослеживаются определенные параллели с Джонзом: оба режиссера превращают музыку в неотъемлемую часть своих фильмов. Правда, подход у них разный. Следующей полнометражной лентой Корбийна станет триллер "Американец" с Джорджем Клуни в главной роли. Картина выйдет в прокат в начале сентября.

Павел Руминов

Руминова стоит вспомнить по двум причинам. Во-первых, не хочется обходиться только зарубежными кинематографистами. Во-вторых, Руминов настолько продуктивен, что это даже вызывает определенное уважение. Речь не о полнометражных фильмах — их в копилке режиссера, прямо скажем, немного. Вспоминаются только спорный хоррор "Мертвые дочери" и дебютный "Deadline" (кстати, не вполне дотягивающий до полного метра, его продолжительность — около 50 минут). Речь о многочисленных музыкальных роликах, которые Павел размещает в интернете.

Судя по YouTube-каналу Руминова, режиссера не очень волнует, заинтересованы ли музыканты в том, чтобы их произведения окартинивал именно он. В частности, обнаруживаются ролики, снятые на композиции Пи Джей Харви и Radiohead. Тут даже не в качестве отснятого материала дело (оно, скажем так, разное) а в том, что Руминов вряд ли обсуждал съемки клипов с Полли Харви и Томом Йорком. Есть, впрочем, и вполне официальные работы — неудачный клип "Почему" Земфиры и удачная "Радиоволна" Дельфина.

Стоит отметить, что это далеко не полный список режиссеров, известных как своими работами в полном метре, так и видеоклипами. Правда, клиповая культура, кажется, угасает. Например, канал MTV в феврале 2010 года официально объявил, что перестает быть "музыкальным телевидением". В июне примеру зарубежных коллег последовал российский A-One, ставший "просто альтернативным". Для Гондри и Джонза музыкальные клипы стали возможностью отточить свои режиссерские навыки. Молодым режиссерам, видимо, придется тренироваться на каком-то другом материале.

Культура00:0211 сентября

«И я такой: ну твою ж мать!»

Главный детективщик Франции о животном страхе и Стивене Кинге
15:1924 сентября