Россия
21:48, 25 августа 2010

Оклеветали насмерть Слух о смерти омского губернатора обернулся уголовным делом

Алексей Пономарев

25 августа управление СКП РФ по Омской области возбудило уголовное дело по факту распространения заведомо ложной информации о смерти губернатора региона Леонида Полежаева. Дело возбуждено против "неустановленных лиц" по части 1 статьи 129 УК РФ (клевета). Подобная история уже имела место в 2009 году в Татарстане. Тогда за ложное сообщение о смерти президента Минтимера Шаймиева блогер Ирек Муртазин получил год и девять месяцев лишения свободы.

Правда в отличие от татарстанской истории, где все началось с одного конкретного поста в ЖЖ, в Омске имел место более изощренный вброс информации. Вечером 13 августа на городском форуме Омска появилась ветка с обсуждением шокирующей новости - губернатор Полежаев скоропостижно скончался. Это обсуждение собрало множество комментариев, в качестве источников назывались личные знакомые посетителей форума, непременно работающие в администрации области или в милиции.

На следующее утро слух был подогрет сообщением о том, что о смерти губернатора было объявлено на милицейском разводе. В блогах люди начали вывешивать авторские некрологи, в которых то склонялись к избитому тезису "о мертвых либо хорошо, либо ничего", то довольно резко критиковали действия "покойного" на губернаторском посту. Все выходные (13 августа была пятница) народное творчество на тему смерти губернатора цвело пышным цветом, однако областная администрация на эту волну народной скорби не отреагировала никак. Единственным более или менее официальным сообщением о судьбе Полежаева стала новость от 14 августа на сайте омского "Авангарда" о том, что губернатор по телефону поздравил хоккеистов с очередной победой.

Лишь 16 августа, в понедельник, пресс-служба губернатора категорично заявила, что Полежаев жив и чувствует себя превосходно. Руководитель аппарата губернатора Владимир Радул заверил, что общается с Полежаевым ежедневно и тот держит ситуацию в регионе под контролем. Если в первую часть этого утверждения еще можно было поверить, то насчет удержания ситуации под контролем у общественности возникли большие сомнения - вся область только и говорила, что о смерти контролирующего.

Никаких подтверждений, видео- или хотя бы аудиосвидетельств того, что Полежаев жив, в СМИ не появилось. Зато, например, всезнающее издание Lifenews сообщило, что губернатор пусть и не умер, но находится при смерти. Со ссылкой на окружение Полежаева, издание уточнило, что 70-летний губернатор перенес обширный инфаркт и был доставлен в НИИПК имени академика Мешалкина в Новосибирске.

Народ, тем временем, продолжал докапываться до истины своими силами. Например, на форуме "Омск политический" был проведен соцопрос, результаты которого говорят сами за себя. Добрая половина опрошенных склонилась к тому, что Полежаев находится при смерти, а его окружение тщательно скрывает этот факт. Несмотря на то, что СМИ старательно перепечатывали опровержение пресс-службы, люди категорически отказывались верить официальным источникам. Масла в огонь подливали сотрудники губернаторской администрации, наотрез отказавшиеся рассказывать что-либо о местонахождении своего босса.

Конечно, никто не спорит, что любой человек, будь он хоть трижды губернатором, имеет право на частную жизнь. И в общем-то Леонид Полежаев никому не обязан отчитываться о том, где он проводит отпуск. Однако утверждение о контроле над ситуацией в вверенном тебе регионе, в то время как верноподанные хоронят тебя заживо, выглядит странно. Тут, пожалуй, можно было бы пожертвовать парой часов отпуска и записать видеообращение хотя бы на мобильный телефон.

При наличии отсутствия губернатора в досягаемости, журналисты и простые омичи продолжали строить всяческие догадки. К концу недели, 20 августа, переполохом вокруг исчезновения Полежаева заинтересовалась прокуратура. Точнее, ее заинтересовал этой темой и.о. губернатора Андрей Бесштанько, попросивший правоохранительные органы найти и наказать распространителей вздорных слухов.

В субботу, 21 августа, спустя более недели после сообщения о своей смерти, живой и вроде бы невредимый Леонид Полежаев предстал перед журналистами, вернувшись из отпуска. На всякий случай проверив, отражается ли воскресший губернатор в зеркалах, журналисты поспешили порадовать народ свидетельствами о живом Полежаеве.

А еще четыре дня спустя глава Омской области материализовался уже в здании суда и без особого труда выиграл дело у многодетной матери Алмы Бухарбаевой, один из сыновей которой был покалечен в армии и вскоре после возвращения "на гражданку" умер. Губернатор счел оскорбительным для себя плакат "Путин и Полежаев – убийцы наших детей", с которым женщина 3 июня вышла на пикет к зданию областного военкомата. Иск губернатора к солдатской матери, естественно, дал противникам Полежаева отличный повод для риторики в духе "лучше б он все-таки умер".

Что же касается того, кто был распространителем слухов, то наиболее популярной на этот счет является версия о причастности к делу омской милиции. Согласно этой гипотезе, главным инициатором преждевременного умерщвления губернатора в глазах общественности являлся начальник УВД по Омской области Виктор Камерцель, у которого с Полежаевым отношения не заладились уже давно. Конфликт между двумя влиятельными людьми особенно обострился, когда губернатор крайне резко выступил в адрес милиции, комментируя резонансное ДТП на Красноярском тракте.

24 июня на трассе под Омском "КамАЗ" врезался в автобус с детьми, ехавшими в лагерь отдыха. Милиционеры сопровождавшие колонну с детскими автобусами, не смогли предотвратить аварию. Более того, выяснилось, что пострадавшие школьники даже не были пристегнуты ремнями безопасности, которых в некоторых автобусах просто не было. Полежаев обвинил сотрудников ГИБДД в халатности, заявив в частности: "Что бы там в УВД сейчас не писали, как бы не зализывали пятна на своем мундире, никто не снимет с них моральной и нравственной ответственности за произошедшее". Понятно, что после этого у милиционеров были все основания затаить на него обиду.

Тем не менее, делать выводы исключительно на основании догадок и соцопросов не стоит, что собственно и продемонстрировала история с виртуальной смертью Леонида Полежаева. Официально же установить виновных следователям будет непросто, однако можно сказать вполне уверенно, что если таковые найдутся, то отвечать им придется по всей строгости закона. Дабы развеять сомнения, вспомните еще раз историю с непутевым татарским блогером Иреком Муртазиным.

< Назад в рубрику