Экономика
20:32, 26 августа 2010

Еще две буквы Южная Африка попросилась в БРИК

Александр Поливанов

Спустя почти 10 лет после того, как в мировой экономике началось использование акронима БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), состав членов этой неформальной группы предложили изменить. Президент ЮАР Джейкоб Зума заявил, что хотел бы видеть свою страну в числе участников БРИК и уже провел предварительные переговоры по вступлению в альянс с чиновниками из всех четырех стран.

В своем заявлении, сделанном в ходе визита в Китай, Зума долго хвалил страны БРИК и само объединение. Он назвал этот неформальный альянс важной силой в мировой экономике, но посетовал на то, что в нем не представлена Африка. Зума напомнил, что на континенте живет более миллиарда человек, которых в БРИК и могла бы представлять ЮАР.

В принципе, в изменении числа стран в БРИК (в ту или иную сторону) нет ничего невозможного. Это не Всемирная торговая организация и не Евросоюз: Бразилия, Россия, Индия и Китай не подписывали никаких документов о создании специального альянса и базовых правилах организации. БРИК – это искусственный конструкт, созданный экономистами для обозначения четверки наиболее мощных развивающихся государств. Это же, впрочем, означает, что решать, кто достоин, а кто не достоин быть в БРИК, должны прежде всего экономисты, а не лидеры названных государств.

Объяснение того, почему БРИК называется именно БРИК (по-английски BRIC, созвучно со словом brick, кирпич), а не, скажем, ЮАБРИК или, что более звучно SABRIC (а также BRICSA, BRISAC, BSARIC и так далее - вариантов масса), было дано уже в 2001 году. Для того чтобы доказать это, достаточно вспомнить историю термина.

Удачная идея

Президент ЮАР Джейкоб Зума. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В 2001 году экономисты банка Goldman Sachs опубликовали многостраничный отчет Dreaming With BRICs: The Path to 2050 (доступен в формате pdf), в котором, собственно, аббревиатура БРИК и была впервые употреблена. Экономисты выделили четыре самые большие развивающиеся экономики мира и попытались рассчитать, как они будут развиваться в течение ближайших лет - вплоть до 2050 года.

Вывод Goldman Sachs получился во многом шокирующим: экономисты решили, что страны БРИК к 2050 году займут четыре места в шестерке крупнейших экономик мира, а их суммарный ВВП обойдет совокупный ВВП "большой шестерки" (Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии) - по крайней мере, в долларовом эквиваленте.

В том же отчете Goldman Sachs объяснялось, почему из всего списка развивающихся стран были выбраны только четыре. Экономисты пояснили, что в каждой из этих четырех стран живет много людей, каждая занимает значительную территорию и обладает значительным потенциалом для того, чтобы увеличить свое влияние на мировой арене. В отчете специально прослеживалась и потенциальная динамика ВВП ЮАР, главного на тот момент претендента на включение в БРИК. Оказалось, что к 2050 году экономика ЮАР будет в долларовом эквиваленте в пять раз меньше, чем у России, и в 40 раз меньше, чем у Китая. С такими цифрами, решили в Goldman Sachs, ЮАР нечего делать в БРИК.

Распространение

С тех пор прошло уже почти десять лет, и термин БРИК используют все кому не лень. В декабре 2005 года Goldman Sachs предпринял попытку внедрить в мировую экономику еще один революционный термин: The N-11 (The Next 11). В эту группу вошли развивающиеся страны, следующие за БРИК: Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Корея, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Турция и Вьетнам. Интересующей нас ЮАР нет и в этом списке - эксперты Goldman Sachs, как видно, совсем разочаровались в самой большой экономике Африки.

Термин The N-11 в экономической литературе пока не прижился. Чего не скажешь о БРИК, который побил все рекорды популярности. Дошло до того, что президент России Дмитрий Медведев пишет специальные статьи о БРИК, а участники этого неформального объединения собираются на собственные саммиты. Последний из них состоялся весной 2010 года: на нем странами было подписано несколько документов о взаимодействии и сотрудничестве. В общем, так одна аббревиатура, придуманная банкирами, оказалась способна изменить расстановку сил в мировом сообществе.

В связи с распространением термина БРИК у него, естественно, нашлось и большое количество критиков. В основном все претензии сводятся к составу этого неформального объединения.

Действительно, структура и состояние экономик Китая, России, Бразилии и Индии сильно различаются. В четверке есть два безусловных лидера (Индия и Китай) и два аутсайдера (Россия и Бразилия). Как только в экономике последних что-то идет не так, экономисты сразу начинают говорить о том, что Россию или Бразилию надо бы исключить из БРИК.

Особенно часто говорят о том, что из альянса пора исключать Россию. Статьи об этом в зарубежных СМИ появлялись каждый год. 2010-й - не исключение. По итогам 2009 года спад ВВП в России стал самым большим в странах БРИК. Уступает Россия другим членам альянса и по конкурентоспособности экономики, и по объему ВВП. Наконец, население России является самым маленьким и самым "старым" среди четырех государств.

Однако в Goldman Sachs не перестают верить в Россию, считая, что она удачно дополняет альянс. И точно так же настойчиво не замечают Южную Африку. Может быть, поэтому Зума и обратился с просьбой о включении в БРИК не к американскому банку, а к правительствам членов альянса.

Если предположить, что Россия, Китай, Бразилия и Индия согласятся с приглашением ЮАР на очередной саммит БРИК, то за Южной Африкой могут потянуться и другие страны. Goldman Sachs в 2005 году указывал, что наиболее реальные шансы примкнуть к БРИК есть у Мексики и Южной Кореи. Эти страны, конечно, не такие большие, как Китай или Россия, но играют заметную роль в мировом ВВП.

Не забывать о политике

Одной из причин того, что Индия, Китай, Россия и Бразилия с такой радостью восприняли идею БРИК и начали активно сотрудничать, заключается в том, что все четыре страны на мировой политической арене уже довольно давно преследуют одну и ту же цель: увеличение своей роли за счет развитых стран. Особенно хорошо это было видно на начальном этапе кризиса, когда были зафиксированы первые признаки экономического спада в США и странах Европы. Тогда и Китай, и Россия заявили, что необходимо пересмотреть мировую экономическую архитектуру, снизить зависимость мира от доллара и США и дать больше прав развивающимся странам, в частности, в рамках Международного валютного фонда.

И вот тут возникает любопытный вопрос: означает ли заявление Джейкоба Зумы, что ЮАР также готова отстаивать интересы развивающихся стран, причем их именно политические интересы? Или речь в данном случае идет просто о защите интересов Африки, которая оказалась обделенной в БРИК?

Так или иначе, реакции от участников БРИК на инициативу ЮАР пока не последовало. Особых резонов у Китая, России, Индии и Бразилии расширяться в сторону Африки вроде бы нет, но и отказывать африканцам без повода тоже не годится. Однако любая реакция со стороны четырех стран будет означать, что они почувствовали себя не как составные части искусственно образованного акронима, а как реальная экономическая и политическая сила.

< Назад в рубрику