Компания Microsoft объявила о том, что для России и еще нескольких стран (их полного перечня пока нет) создается новый тип лицензирования программного обеспечения. Новые лицензии позволят неправительственным некоммерческим организациям избежать преследования за использование пиратских программ. Такое решение было принято руководством Microsoft в кратчайшие сроки. Вся история наглядно демонстрирует, что иногда для компании очень полезно появление в СМИ таких публикаций, которые неприятно читать ее руководству.
Обширный материал под заголовком "Над законом: Россия использует Microsoft для подавления инакомыслия" появился в воскресном выпуске газеты The New York Times, вышедшем 12 сентября. Хотя в статье рассказывалось об обысках в редакциях оппозиционных СМИ и офисах экологических организаций, объектом критики журналистов стали не российские власти, а компания Microsoft. Как рассказали американским журналистам правозащитники, нанятые компанией юристы не только не защитили неправительственные организации от претензий, но и помогали преследовать "нарушителей" под предлогом борьбы с пиратством.
Так, описывается ситуация вокруг обысков в офисе "Байкальской экологической волны" в январе 2010 года. Экологи заявили, что приобрели лицензионное ПО от Microsoft, но не смогли добиться от компании поддержки, когда у правоохранительных органов возникли подозрения в пиратстве. По словам сопредседателя организации Марины Рихвановой, юристы Microsoft сказали, что этим вопросом должны заниматься спецслужбы. Выяснилось, что десятки похожих жалоб поступили уже и в Transparency International, и в "Мемориал". В ряде случаев нанятые Microsoft юристы принимали участие в судебных процессах, а один раз дело о пиратстве было даже инициировано по желанию представителей компании. По крайней мере, так утверждают ответчики. Компания последнее обвинение отвергла.
Публикация вызвала незамедлительную реакцию. Для корпорации уровня Microsoft подозрения в том, что она действием или бездействием помогает какому-либо государству нарушать права граждан, могут стать серьезным ударом по репутации и помешать бизнесу в других регионах. В связи с этим представители Microsoft сразу заявили, что не поддерживают чье-либо преследование, а еще через день опубликовали список мер, которые должны позволить предотвратить возникновение таких ситуаций в будущем.
Как выяснилось, Microsoft давно запустила проект "инфоДонор", в рамках которого неправительственные организации могут получить лицензии на 6 программных продуктов для установки на 50 компьютеров, а затем каждый год получать по 300 лицензий. Все, что для этого нужно сделать - направить соответствующий запрос уполномоченным лицам. В России "инфоДонор" действует с 2009 года. Действительно, согласно информации, размещенной на российском сайте проекта, участвующие в программе НКО и НПО должны будут оплатить лишь администрирование программного продукта. Стоимость этих услуг составляет 4-8 процентов от тех расходов, которые пришлось бы понести при покупке этого ПО.
Однако, как признал генеральный юрисконсульт Microsoft Брэд Смит, целевая аудитория программы не была осведомлена о ней. И это не удивительно. В списке программ лицензирования продуктов Microsoft проект "инфоДонор" не упоминается, раздел "для неправительственных некоммерческих организаций" на официальном сайте компании есть, но попасть на него с главной страницы непросто. Хотя запуск программы и освещался в СМИ, узнать ее условия фактически могли лишь те, кому было известно о ее существовании. Тем не менее, несколько десятков организаций узнали об "инфоДоноре" и воспользовались программой.
Теперь, как обещает Смит, все будет по-другому. Российские НПО и НКО получат особую безусловную лицензию, которая будет выдаваться автоматически и безо всяких запросов. В соответствии с этой лицензией, легальным вплоть до 2012 года будет объявлено программное обеспечение от Microsoft, установленное на компьютеры этих организаций (очевидно, по-прежнему имеется в виду ограниченное число машин). Планируется, что к 2012 году НКО и НПО смогут перейти на более безопасное и администрируемое ПО от Microsoft, однако при необходимости этот срок будет продлен.
Есть и нововведения. Если действие "инфоДонора" распространяется на организации, соответствующие вполне определенным критериям, то в рассказе Брэда Смита о новом типе лицензии фигурируют также небольшие независимые СМИ. Правда, по каким признакам Microsoft определит достаточно независимые для получения лицензии СМИ, не уточняется. Как заявили "Ленте.Ру" в российском представительстве Microsoft, условия новой программы пока разрабатываются.
Более того, каждая организация, получившая от Microsoft лицензию нового типа, сможет в случае возникновения подозрений в пиратстве обратиться к представителям компании, которые объяснят сотрудникам правоохранительных органов, что повода для претензий нет. А чтобы помочь НПО и НКО защищать свои интересы, компания опубликует список лиц и организаций, которые могут представлять ее интересы в России.
Благодаря довольно быстрой реакции компании Microsoft удалось избежать дальнейших обвинений в пособничестве притеснению инакомыслия в России. Очевидно, что теперь Microsoft придется намного чаще и подробнее рассказывать о том, что она может предложить правозащитникам, экологам и другим НПО и НКО. Отчасти это напоминает историю с учителем Александром Поносовым, обвинявшимся в незаконном использовании программного обеспечения, которое было предустановлено на поступившие в его школу компьютеры. Microsoft тогда самоустранилась, заявив, что не имеет к Поносову никаких претензий, а потом и вовсе выступила в его защиту. Для учителя все закончилось сравнительно благополучно, а вот Microsoft пришлось уделить повышенное внимание информированию потенциальных клиентов об условиях предоставления ПО школам и вузам в рамках программы поддержки российского образования.
Но правозащитникам намного легче не станет. Конечно, представители Microsoft смогут подтвердить, что на компьютерах установлена лицензионная копия операционной системы Windows или текстового редактора Word. Однако у сотрудников милиции всегда останется возможность придраться к чему-нибудь еще.
Юлия Савицкая