Культура
13:36, 17 сентября 2010

Поездки за Венецию Россия устроит на биеннале "Коллективные действия"

Архитектурная биеннале в Венеции еще не завершилась, а уже поступают новости о биеннале современного искусства, которая пройдет в итальянском городе на следующий год. Россия благоразумно начала готовиться к празднику заранее и уже выбрала главных ответственных лиц, которые будут представлять русское искусство. Все это люди известные.

Комиссаром российского павильона на ближайших трех биеннале современного искусства, проходящих по годам с нечетными номерами, стала Стелла Кесаева - меценат, основатель галереи и фонда Stella Art, лауреат премии "Инновация" и супруга номера 52 из "форбсовского" списка российских бизнесменов за 2010 год. Она выбрала куратором павильона на 2011 год Бориса Гройса - уроженца Ленинграда, давно живущего в Германии, искусствоведа, автора знаменитой провокативной книги "Стиль Сталин" (Gesamtkunstwerk Stalin), в которой утверждалось что тоталитарный соцреалистический проект стал прямым продолжением завоеваний русского авангарда.

Гройс также известен как один из первооткрывателей и пропагандистов искусства московского концептуализма. В частности, он сотрудничал с Ильей Кабаковым - вместе они издавали свои "Диалоги". Поэтому неудивительно, что он предложил на роль художника российского павильона одного из виднейших представителей этого течения - Андрея Монастырского.

Очевидно, куратор решил не рисковать, не экспериментировать с молодыми художниками - и представить Россию в Венеции проверенным, давно (с 1970-х) и хорошо известным искусством. Тем более что Монастырский все эти годы не прекращал своей деятельности. Выбор видится уместным и потому, что работы Монастырского кажутся несколько менее соц-артовскими, менее зависимыми от советской действительности как обязательного контекста, чем, например, у Кабакова. Об этом же заявил и Гройс: "Монастырский так же не приспосабливает сегодня свое искусство к требованиям рынка, как не приспосабливал его раньше к требованиям идеологической цензуры".

Кто такой и что такое Андрей Монастырский? Основатель арт-группы "Коллективные действия", лауреат премий Андрея Белого, "Инновация" и "Соратник". Кроме того, поэт. Московскому концептуализму чрезвычайно свойственно соединение текстуального и визуального (вспомнить хотя бы альбомы Кабакова). Монастырскому, пожалуй, лучше других удалось равномерно реализовать обе стороны (Дмитрий Александрович Пригов для нас все же прежде всего поэт).

Суть акционной группы "Коллективные действия" (КД) лучше всего отражена в ее названии. Начиная с 1970-х участники группы выезжали из Москвы на природу, находили место акции по самодельной тщательно составленной карте, после чего становились участниками или зрителями перформанса. Все происходившее тщательно документировалось на бумаге, аудио- и фотопленке, эти отчеты складывались в книги; таким образом акции получали свое текстуальное, можно сказать - литературное измерение. И сами перформансы, и книги о них назывались "Поездки за город". Всего прошло уже более 100 акций, составлено более 10 томов "Поездок"; первые из них были представлены в Венеции уже на второй год существования КД.

Лучше всего о сути действия происходившего рассказывают сами "Поездки". В ходе одной из них, названной "Лозунг-1977" (из первого тома), на холме между деревьями было повешено красное полотнище с надписью белыми буквами: "Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах". Участники перформанса "Время действия" стояли за 200 метров от опушки леса и тянули из него белую веревку. Спустя полтора часа веревка вытягивалась полностью, на ее конце ничего не оказывалось (организаторы акции предварительно закрепляли катушку с семью километрами веревки в лесу). В ходе перформанса "Встреча" двух участников, не знавших о его сути, запускали в гигантские и абсолютно темные трубы для стока воды навстречу друг другу. Это, разумеется, только самые простые акции, подходящие для краткого пересказа.

Перформансы Монастырского - одно из центральных явлений советского неофициального искусства. Из внешне простых и неосмысленных действий участникам КД удалось создать глубокие и яркие произведения искусства. Особое значение имела подготовка к перформансу, поездка к месту акции на электричке и поиск его с помощью карты. Все это придавало особую значимость предстоящему событию - равно как и торжественность пустоты окружающей подмосковной природы. "Предметом изображения в акции всегда был сам опыт созерцания и понимания - то есть сознание воспринимающего", - отмечает Екатерина Бобринская. Та тщательность, с которой акции продумывались, исполнялись и документировались, контрастировала с принципиальной свободой интерпретации, на которой настаивал Монастырский.

В недавнем интервью видеожурналу VIDIOT Монастырский жаловался на состояние современного искусства: "Это очень простая метафора, все очень просто и понятно". По его мнению, сейчас художников очень много, но взгляду остановиться не на чем: их работы не цепляют. "Это как на рынке, когда вы просто проходите мимо ларьков, где торгуют арбузами, дынями, грушами. Вам это все понятно - у этого груша, у этого арбуз. Вы на них не обращаете внимания, проходите мимо. Если вы за огурцами пришли, вы пойдете туда, где огурцы". Говоря о своем искусстве, Монастырский справедливо настаивает на его экзистенциальном характере, на том, что творчество КД выбивает человека из обихода. Такая стратегия не может потерять актуальности и за 40 лет.

< Назад в рубрику