Ничего личного

Axel Springer закрыл "Русский Newsweek"

Российская версия Newsweek, одного из самых популярных общественно-политических еженедельников мира, закрывается. В понедельник 18 октября 2010 года "Русский Newsweek" выходит в последний раз.

В сообщении, которое размещено на сайте "Русского Newsweek", говорится, что издательский дом Axel Springer решил "не продлевать лицензионный договор с Newsweek Inc., действующий с 2004 года и включающий в том числе права на издание в России общественно-политического журнала "Русский Newsweek'". Президент международного направления Axel Springer Ральф Бюхи пояснил, что под журнал не удалось подвести "прочную экономическую базу и создать для него соответствующие перспективы".

На данный момент "Русский Newsweek" - уже второй русскоязычный журнал, который использовал бренд "Newsweek" в своем названии. В 1996-2001 годах материалы и логотип американского издания использовал журнал "Итоги". На тот момент "Итоги" входили в медиа-холдинг, принадлежавший российскому бизнесмену Владимиру Гусинскому. В 2001 году контроль над холдингом получил "Газпром", после чего "Newsweek" расторг соглашение с "Итогами".

В 2004 году Axel Springer Russia, "дочка" немецкого концерна Axel Springer, получила лицензию у Newsweek на выпуск русской версии американского журнала (позднее лицензию продлили до 2010 года). Первый номер "Русского Newsweek" открывался статьей о свободе слова в России. В частности, речь шла о судьбе программы "Намедни" и увольнении с НТВ Леонида Парфенова. А главный материал номера был посвящен значению нефти для российской экономики. Тираж журнала составил 50 тысяч экземпляров.

Хотя "Русский Newsweek" выходил в России с июня 2004 года, должность главного редактора журнала до декабря была вакантной. Формально в момент выхода журнала ее занимал Леонид Бершидский, а затем Axel Springer сообщил о назначении главным редактором героя самой первой статьи журнала - Леонида Парфенова. На рынке назначение сочли хорошим маркетинговым ходом, а известный телеведущий руководил изданием три года - до декабря 2007-го.

Отставке Парфенова предшествовали многочисленные сообщения СМИ о том, что Axel Springer собирается продать русские версии журналов Forbes и Newsweek, так как они оказались убыточными проектами. В качестве потенциальных покупателей назывались Издательский дом Родионова, Independent Media, а также владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов. Впрочем, в официальном пресс-релизе Axel Springer, сопровождавшем отставку Парфенова, говорилось, что главный редактор "Русского Newsweek" уходит, чтобы больше времени уделять работе над книгами и фильмами.

Пост Парфенова занял Кирилл Вишнепольский, что пошло "Русскому Newsweek" на пользу. Журнал изменил формат и сосредоточился на серьезной аналитике, заодно отказавшись от более легковесных рубрик. В сентябре 2009 года Вишнепольский перешел на работу в Men’s Health, а его место занял Михаил Фишман, который и возглавлял издание вплоть до октября 2010 года. За этот период "Русский Newsweek" успел собрать один из лучших журналистских коллективов в России, выпустить десятки эксклюзивных материалов и получить предупреждение от прокуратуры за перепечатку карикатур на пророка Мухаммеда, но так и не научился зарабатывать.

В сентябре 2010 года газета "Коммерсант" сообщила, что представители российского Axel Springer начали искать нового инвестора "Русскому Newsweek". Они, в частности, встречались с Сергеем Лаврухиным, исполнительным директором группы "Онэксим" Михаила Прохорова, курирующим медианаправление (холдинг РБК и группа "Живи!"). Сам Прохоров в переговорах, которые, видимо, завершились провалом, не участвовал.

В сообщении Axel Springer говорится, что главный редактор "Русского Newsweek" Михаил Фишман теперь "предположительно займется другими журналистскими проектами" издательского дома. Сам Фишман, впрочем, говорит, что пока не определился со своими планами на будущее. Журналисты "Русского Newsweek", думается, также без работы не останутся, но все это не отменяет печального для российской (да и мировой) журналистики факта – будущее еженедельников, особенно продающих читателям аналитику, весьма и весьма печально.

С осени 2008 года, когда в России уже вовсю бушевал кризис, "Лента.ру" неоднократно сообщала о закрытии того или иного печатного издания. "Коммерсант", например, перестал выпускать убыточные, совсем не аналитические "Молоток" и "Автопилот", хотя и спас еженедельный "Огонек". В 2009 году издательский дом Independent Media объявил о прекращении выпуска делового еженедельника Smart Money, объяснив это решение резким падением объемов рекламы в журнале.

Летом 2010 года выяснилось, что американский Newsweek также стал обузой для своих владельцев: The Washington Post продала журнал миллиардеру Сидни Харману. В качестве причины такого шага назывались финансовые убытки журнала, которые составили около 30 миллионов долларов. Текущий год, согласно прогнозам, также не станет для издания прибыльным.

Судьба "Русского Newsweek" была, по большей части, предопределена еще год назад: журнал так и не сумел оправиться от кризиса. До последнего времени "Русский Newsweek" отставал от своих конкурентов - "Итогов", "Коммерсанта-Власть" и "Огонька" - по размеру аудитории. Да и рекламодатели не спешили заносить деньги в еженедельник Axel Springer: общественно-политические журналы - не самая интересная рекламная площадка в стране, где политика и общество давно уже живут по разные стороны информационного забора. Неформат.

Главный редактор "Русского Newsweek" Михаил Фишман заявил русской службе BBC, что у редакции были подготовлены предложения на будущий год, которые могли бы исправить ситуацию. Однако издатели еженедельника решили не продлевать лицензию. Летом "Русский Newsweek" перезапустил сайт, сделав его более удобоваримым для посетителей, но спасти сам журнал от закрытия его руководство не смогло. Или не успело. Впрочем, какая уже теперь разница.