Интернет и СМИ
17:30, 20 декабря 2010

Протестные настроения Российские журналы подвели итоги прошедшей недели и всего 2010 года

Российские общественно-политические издания первыми занялись подведением итогов последних двенадцати месяцев. Обозреватели журналов по-разному оценивают эти итоги, однако почти все сходятся в том, что уходящий 2010 год был не самым лучшим завершением относительно успешного десятилетия.

"Власть" в статье "Тандем не колется" отмечает, что никаких намеков на то, кто пойдет на выборы в 2012 году, россияне так и не дождались. При этом картина складывается следующая: Дмитрий Медведев хочет остаться на второй срок, а Владимир Путин, активно пиарившийся весь последний год, вроде бы уже и не намерен ему в этом препятствовать. "В конце концов, свою способность руководить государством он уже всем доказал, а открывать в себе новые таланты и получать от жизни простые человеческие удовольствия, как видно, можно и на посту премьера", - пишет обозреватель "Власти" Дмитрий Камышев. По его мнению, Медведев выступил достойным продолжателем путинского курса: его либеральные инициативы имели право на жизнь лишь в том случае, когда не затрагивали основы "суверенной демократии".

Главным событием года журнал считает имевшие место попытки россиян довести до властей свое мнение, отличное от мнения чиновников. Народ, который прежде безмолвствовал, вдруг стал чаще и активнее выходить на улицы. При этом для выражения своей позиции массы далеко не всегда использовали цивилизованные методы. Началось все с январского митинга в Калининграде, продемонстрировавшего, что многотысячные акции протеста возможны, а когда протестующих оказывается довольно много, они могут потребовать отставки, к примеру, губернатора. И им за это ничего не будет. Затем появились "приморские партизаны", нападавшие на милиционеров ради "борьбы против зла" и нашедшие поддержку у приличной части россиян. Завершился год акциями фанатов и националистов в Москве, которые, в отличие от калининградцев, в качестве метода трансляции своей позиции властям предпочли уличное насилие.

Политолог Дмитрий Орешкин в "Огоньке"
отмечает, что минувший год стал годом прозрения и разочарования. Нынешняя власть соблюдать закон и подчинять себя закону не хочет. И уже не может. С властью произошел "привычный диалектический выверт: в теории власть для народа, на практике народ для власти". И следующий год будет еще хуже: процесс осознания необратим. Забыть происходившее в 2010 году (Манежную, Химкинский лес, Междуреченск, фальстарт ГЛОНАСС и многое другое) будет гораздо сложнее, чем ранее. "Надо или под корень чистить журналистский корпус, заменяя всех подряд шпаной из Люберец, или я буквально не знаю что. Ну, и еще интернет глушить. Это само собой", - отмечает Орешкин.

В "Огоньке" о событиях на Манежной площади размышляет писатель Захар Прилепин. В статье "Общая кровь" он пишет, что в России насчитываются десятки, а то и сотни тысяч агрессивно недовольных граждан, которых власть не понимает и не контролирует. До тех пор, пока политики не в состоянии решить политическими методами заявленные толпой вопросы, они будут решаться на том уровне, где нарушение правопорядка неизбежно. Реакция общества на события на Манежной, полагает Прилепин, показала, что в России у каждого все болит по-своему: власть боится развала страны, либералы - русского фашизма, правые - инородцев, инородцы - правых. Политологи говорят о кризисе вертикали власти, милиция - о том, что устала быть крайней. "Проблема только в том, что это одно тело, где каждый орган хочет пожрать другой, никак не отдавая себе отчета, что кровь потечет общая", - резюмирует автор.

О Манежной пишет и The New Times. Источники журнала в администрации президента
уверяли журналистов, что чиновников в Кремле в момент беспорядков охватила настоящая паника. При этом было решено сделать хорошую мину при плохой игре, чтобы не допустить панику уже среди населения. При этом источники издания признают, что силовики слишком заигрались с правыми и теперь не знают, что с ними делать, поскольку те вышли из-под контроля. Потеряла власть контроль и над другой, не менее мощной силой - этническими преступными группировками. Впрочем, отмечает The New Times, не везде чиновники разучились улаживать межэтнические конфликты. В Ростове, где прошел марш националистов и фанатов, властям удалось не допустить крови. Они вступили с протестующими в переговоры, выслушали требования, приняли меры. ОМОНу не приказывали драться с митингующими, те, в свою очередь, мирно разошлись по домам.

В "Огоньке" протестному движению и настроениям в обществе посвящено
интервью с социологом Львом Гудковым, который отмечает, что в конце этого года 47 процентов россиян заявили, что страна движется в правильном направлении. При этом сформулировать, куда ведет данное направление, большинство опрошенных не могут. В социальный бунт социолог, в отличие от Прилепина, похоже, не верит.

"Здесь, в России, горючей массы никогда не будет, это мокрая древесина, она никогда не загорится, а будет гнить. Идет порча человеческих отношений, прежде всего - норм коллективного взаимодействия", - объясняет "Огоньку" Гудков. Нынешнюю власть россияне готовы терпеть еще минимум несколько лет, даже продолжая накапливать негатив. Дело в том, полагает социолог, что россияне приспособились к нынешнему государству, а поэтому возможность перехода в другое, более цивилизованное состояние - ничтожна.

Сейчас, когда Москва пришла в себя после массовых беспорядков, спровоцированных фанатами, "Итоги" вспоминают и другие выступления, которые почти не были замечены российскими СМИ. В Приморском крае, который только готовится к переходу на новые часовые пояса, протестовали против этого перехода. Корреспонденты журнала посетили Самарскую область и Удмуртию, которые еще весной начали жить по московскому времени, и выяснили, что перевод стрелок принес жителям этих регионов множество трудностей. Тут уже думают о переносе рабочего дня на более раннее время, а местное ГИБДД пытается предотвратить лавинообразный рост ДТП в темное время суток.

The New Times анализирует и Прямую линию Владимира Путина. Журнал отмечает, что, хотя Путин и проговорил четыре с половиной часа, выступление премьера было скучным и плохо подготовленным. Путин оживлялся лишь в трех случаях: когда говорил о спорте, Михаиле Ходорковском и шпионах, высланных из США летом 2010 года. При этом премьер-министр так ничего и не сказал про свои планы на 2012 год. Политолог Станислав Белковский, приглашенный The New Times прокомментировать выступление Путина, уверен, что премьеру надоело править и он хочет уйти. Но для этого Путину нужна должность, на которой он не будет выглядеть глупо, но сможет общаться с мировыми лидерами на равных. Например, должность главы МОК.

"Власть" уже традиционно публикует "Лизость к телу" - итоги конкурса лучших подхалимских изречений года в адрес премьер-министра и президента. Читателям журнала предложено выбрать "самые-самые" высказывания льстецов из целого списка цитат, достойных войти в историю российского лизоблюдства. Сам журнал, похоже, уже определился, вынеся на обложку фото Рамзана Кадырова. "Мой кумир - Путин. Он и чеченец, он и русский. И он дал нам все на этой земле", - уверял журналистов глава Чечни. Забавно, но всего годом ранее Кадыров полагал, что "единственное, чего не хватает Путину - это быть чеченцем". Все остальные хорошие качества у Путина на тот момент уже были.

Впрочем, Кадырову все же далеко до прошлогоднего победителя - Михаила Боярского, для которого Путин не только "личность номер один на земном шаре", но одновременно и "краеугольный камень всех проблем на планете". Помимо итогов года в лизоблюдстве журнал "Власть" предлагает читателям ознакомиться со своей версией главных событий года в мировой политике, а также представляет
рейтинг самых громких судебных разбирательств года.

< Назад в рубрику