Авторитарные страны всегда несут значительные риски для инвесторов. На днях этот тезис как нельзя лучше проиллюстрировали власти Туркмении, остановившие работу туркменской "дочки" сотового оператора МТС. В результате половина населения этой страны лишилась сотовой связи, а российская компания обратилась в международный суд с иском к Ашхабаду.
В Туркмении МТС присутствует с 2005 года, когда компания купила 51 процент акций BCTI, крупнейшего сотового оператора Туркмении. Сделка сразу же обернулась скандалом: минсвязи республики отозвало лицензию и частоты у BCTI на следующий день после того, как МТС купила контрольный пакет оператора. В результате компания была вынуждена прекратить обслуживание абонентов в Туркмении, а сотовая связь в республике вообще перестала действовать. Позднее власти Туркмении отозвали свои претензии к МТС, а компания выкупила все 100 процентов BCTI.
При этом BCTI, МТС и минсвязи республики подписали пятилетний договор. В соответствии с ним BCTI отчисляет минсвязи часть чистой прибыли: с даты приобретения МТС до 21 декабря 2005 года перечислялось 49 процентов прибыли, позднее - 20 процентов. В 2009 году эта сумма составила 10,9 миллиона долларов.
МТС подобные ограничения не смущали. Недавно туркменская "дочка" оператора получила лицензию на 3G и запустила сеть. В начале ноября президент АФК "Система" (крупнейший акционер МТС) Леонид Меламед отмечал, что компания довольна работой в Туркмении и намерена укреплять свое присутствие в этой стране.
В 2005 году BCTI обслуживал в Туркмении всего 60 тысяч абонентов. Сегодня эта компания является ведущим оператором мобильной связи страны, намного обогнав по числу абонентов своего единственного конкурента - госкомпанию "Алтын Асыр" (Золотой век), услугами которой из-за плохой связи до сих пор пользовалась лишь незначительная часть населения (менее 20 процентов). Но в конце 2010 года у российского оператора начались неприятности.
Первой о трудностях МТС в Туркмении узнала российская газета "Время новостей". В начале декабря 2010 года издание сообщило, что Ашхабад намерен досрочно рассмотреть вопрос о продлении лицензии на работу в стране сотового оператора. Если верить источникам газеты, то туркменские чиновники предложили МТС продать контрольный пакет "МТС Туркменистан" (более 50 процентов) министерству связи республики. Кроме того, власти Туркмении потребовали от компании увеличить долю прибыли, которую "дочка" российского оператора перечисляет Ашхабаду по трехстороннему соглашению.
Газета также утверждала, что в ноябре туркменская таможня арестовала большую партию sim-карт, мобильных телефонов и другого оборудования МТС, а 3 декабря работа МТС в республике была приостановлена из-за того, что технарей компании выгнали из офиса. В московском офисе МТС "Времени новостей" тогда заявили, что в Туркмении компания "работает нормально" и с властями страны у нее складываются "рабочие отношения". Однако сотрудники компании явно поспешили. Прошло несколько недель, и работа МТС в республике была остановлена.
МТС, крупнейшему сотовому оператору России, вообще не везет в СНГ. Все в том же 2005 году, когда компания вышла на рынок Туркмении, она потеряла контроль над крупнейшим на тот момент сотовым оператором Киргизии - "Бител". МТС приобрела контрольный пакет "Бител" за 150 миллионов долларов, однако по решению Верховного суда Киргизии оператор потерял права на этот актив. Контроль над "Бителом" перешел к российской компании "Резервспецмет", а впоследствии эта компания вошла в "Вымпелком". Судебные разбирательства вокруг этого актива продолжаются до сих пор.
В Туркмении еще одного скандала также избежать не удалось. 16 декабря МТС получил уведомление от министерства связи Туркменистана о приостановке действия лицензий на предоставление услуг связи BCTI сроком на один месяц с 21 декабря 2010 года. В МТС заявили, что власти Туркмении отказались продлевать договор с компанией, не удосужившись объяснить, что именно вызвало их недовольство. В МТС также отметили, что рассматривают "все имеющиеся возможности, включая возможные юридические разбирательства, и намерены решительно защищать свои законные права и инвестиции".
Разговор с чиновниками, видимо, не задался. 20 декабря МТС разослала 2 миллионам своих клиентов в Туркмении SMS-уведомление, сообщив, что не сможет обслуживать их с 21 декабря. Клиенты МТС бросились в офисы "Алтын Асыр", скупив все доступные sim-карты национального оператора связи.
Владельцы сотового оператора решили бить по Ашхабаду из всех доступных орудий. По сведениям источников информагентства "Фергана" в Ашхабаде, руководство МТС отправилось на переговоры в Туркмению. В частности, в Ашхабад вылетел владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков, предварительно доложив о возникшей проблеме президенту России Дмитрию Медведеву. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков также сообщил, что правительство в курсе проблем МТС и готово принять меры по защите интересов российской компании. Параллельно МТС подала несколько судебных исков о неправомерности приостановки лицензии BCTI в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате и в Арбитражный суд Туркмении.
Вероятность продолжения деятельности МТС в Туркмении крайне низка. Дело тут даже не в попытках Ашхабада максимально увеличить свою прибыль, а в стремлении сохранить контроль над телекоммуникациями страны. В декабре 2010 года госкомпания "Туркментелеком", которая является единственным в республике провайдером, заблокировала доступ к видеосервису YouTube и сервису для блогеров LiveJournal. Вполне себе частная МТС, которая намеревалась развернуть в стране сеть 3G, могла бы стать альтернативой "Туркментелекому" в предоставлении доступа к интернету. Это, конечно, не могло понравиться Ашхабаду, который уже который год со спокойной душой ходит во "врагах интернета".
Поведение туркменских властей говорит о том, что Ашхабад решил ликвидировать конкуренцию в своей мобильной отрасли. Вероятно, на рынке теперь останется только государственный сотовый оператор, который фактически окажется монополистом. Ничего личного, просто политика. Если же МТС удастся не допустить развала своего бизнеса в Туркмении, то ей самой придется стать цензором. Ничего личного, просто бизнес.