Подводя итоги 2010 года в рекламной индустрии, можно было бы говорить о цифрах, финансовых показателях, рынке и прочей важной, но не такой интересной материи, какой является сама реклама. В этот раз "Лента.ру" решила сосредоточиться на креативной стороне вопроса и вспомнить самые яркие и популярные ролики уходящего года, новые технологии, последние тенденции и другие забавные, но от этого не менее достойные внимания эпизоды.
Мы уже писали о рейтингах худшей и лучшей, самой дурацкой и любимой, а также самой популярной рекламы, составленных российскими, британскими и американскими экспертами. Профессионалы тем временем продолжают без устали систематизировать все, что произошло в этом году, выбирая самые интересные работы. Продолжим и мы.
В этом году рекламщики, следуя за киноиндустрией, не раз обращались к формату 3D. При этом объемные видео в кинотеатрах запускали рекламодатели самого разного профиля. Австралийские власти, например, пытаясь привлечь туристов, выпустили ролик о красотах региона Северная территория. Впрочем, можно так далеко и не ходить - поисковик "Яндекс", штурмующий украинский рынок, в рамках кампании "Как ни спроси, я понимаю" также снял 3D-видео под названием "Интимный вопрос".
Однако 3D-роликами уже мало кого удивишь, поэтому рекламодатели решили не ограничиваться этим форматом и обратились к новым носителям. Так, летом в Лондоне рядом со станцией Ватерлоо появился необычный притягивающий взгляды прохожих 3D-билборд, рекламирующий бюстгалтеры Wonderbra. Самым же интересным, пожалуй, стала новая 3D-технология, с помощью которой изображения проецируются на фасадах зданий.
Впервые к проекции цифрового изображения на домах обратилась компания Samsung, устроившая в Амстердаме 3D-шоу, рекламирующее телевизоры 3D LED. Позднее эту технологию позаимствовал модный дом Polo Ralph Lauren, добавив к ней четвертое "измерение" - запах. 7-минутная реклама Polo Ralph Lauren, показанная в Лондоне и Нью-Йорке, источающая аромат Big Pony, навсегда останется в истории рекламы как одна из самых зрелищных.
На российском рынке прогресс затронул другие сегменты - впервые в России видеорекламу интегрировали в журнал. В декабрьском номере Vogue читатели смогли не только полюбоваться печатной рекламой на страницах журнала, но и посмотреть ролик Martini Gold с Моникой Белуччи в главной роли. Создатели технологии, американская компания Americhip, обещают, что в скором времени из журнала можно будет выходить в интернет.
Другие важные новости для рекламодателей и их будущего пришли из США. В декабре стало известно, что американская спутниковая вещательная компания DirecTV в следующем году все-таки запустит новый сервис, позволяющий транслировать таргетированную телерекламу. А это значит, что зрителям будут показывать рекламу той продукции, которой они пользуются или которой могли бы заинтересоваться, исходя из их семейного положения, статуса, пола и других критериев.
Сейчас разработкой подобных механизмов, позволяющих сделать рекламу максимально целевой, активно занимаются мобильные операторы. Специалисты в один голос предрекают небывалый рост рынка мобильной рекламы в ближайшее пятилетие и с уверенностью говорят о ее потенциале.
В апреле этого года корпорация Apple на радость рекламодателям, которые ищут новые пути взаимодействия с аудиторией, анонсировала новую систему мобильной рекламы iAd, разработанную специально для устройств, работающих на базе мобильной операционной системы iOS. Первая реклама для iPhone и iPod была представлена в июле, но лишь в декабре Apple совместно со студией Disney выпустили ролик, появившийся в некоторых приложениях для планшета iPad.
Первооткрывателем стала 10-минутная реклама фильма "Трон: наследие", содержащая видео, кадры из фильма и саундтрек, полную версию которого можно купить на iTunes. Несмотря на то, что пока еще эта реклама слишком дорогая, а Стив Джобс, как говорят, слишком внимательно следит за проведением кампании (из-за чего некоторые рекламодатели даже отказались от сотрудничества с Apple), в следующем году ее станет больше. Apple обещает полномасштабный запуск iAd для iPad.
Не забывая о том, что в действительности "не существует никакого вирусного маркетинга", мы вынуждены признать, что в уходящем году стало модным создавать "вирусы". В данном случае речь идет даже не столько об авторах роликов, сколько о зрителях.
2010 год стал ударным для нескольких кампаний. Одной из самых популярных оказалась кампания Nike "Write The Future" и одноименный ролик, попавший в многочисленные рейтинги лучших видео и самых популярных "вирусов". По данным Advertising Age, в текущем году его посмотрели более 35 миллионов раз, и это, безусловно, еще не предел. Внимание к "Write The Future", помимо красивой картинки, привлекли футболисты Уэйн Руни, Дидье Дрогба, Криштиану Роналду и другие звезды, не менее известные в современном мире.
Стоит отметить, что количество звезд первой величины, которые снимаются в рекламе, увеличивается год от года. Уходящий не стал исключением, однако на качество рекламы, по крайней мере на российском рынке, это зачастую нисколько не влияет.
Три места в рейтинге вирусных роликов AdAge получили видео Old Spice. Суммарно ролики из трех кампаний бренда на момент подведения итогов набрали около 168 миллионов просмотров. Видео The Man Your Man Could Smell Like, кроме всего, получило Гран-при рекламного фестиваля "Каннские львы - 2010" в категории Film.
Отдельно стоит сказать, пожалуй, о самой интересной вирусной кампании 2010 года - "NSFW. A hunter shoots a bear" от агентства Buzzman для канцелярской замазки Tipp-Ex. Максимальный интерес пользователей кампания смогла вызвать благодаря тому, что предоставила им право самостоятельно выбирать продолжение истории.
В России с "вирусами" дела обстоят не так блистательно, но тоже неплохо. Совершенно неожиданная "Адская белочка", выпущенная агентством Znamenka для Минздравсоцразвития, появившись в ноябре, к настоящему моменту имеет уже более 2,3 миллиона просмотров. Скорее всего, министерство на этом не ограничится, и в ближайшее время белочка еще даст о себе знать.
Символ зимних Олимпийских игр 2014 года будут выбирать только 7 февраля 2011 года путем онлайн-голосования, однако старт кампании по отбору талисмана был дан в этом сентябре. Сначала все желающие присылали свои варианты, а потом жюри конкурса во главе с Константином Эрнстом отсеивало неподходящие варианты. В итоге осталось 10 тем талисманов, над которыми будут работать дизайнеры и художники.
Среди потенциальных талисманов не осталось самого обсуждаемого и спорного персонажа - "лягушки зойч". Зато в список претендентов попали различные млекопитающие, птичка, снежинка, Дед Мороз и "человечки". Поскольку "человечек" "человечку" рознь, а жизнь талисмана должна быть долгой и публичной, видимо, все опять закончится медведем.
Серебряного льва в этой номинации получили постеры из кампании Be stupid, сделанной для бренда Diesel. Работа американского агентства Anomaly, по мнению многих экспертов, стала одной из самых успешных и запоминающихся в уходящем году.
Удачным для России стал рекламный фестиваль Golden Drum 2010, где российские агентства завоевали 9 наград. Более того, Leo Burnett Russia получило Гран-при фестиваля в номинации Design & Art Direction за серию принтов "Трансформеры". Отдельного упоминания заслуживают ролик "Вахтовики" от агентства "Восхода" для Черкашинского мясокомбината и серия "Школа свиданий" для Gillette Venus от Ogilvy Russia, получившие серебряные барабаны в категории Film.
Заканчивая наш субъективный обзор, хотелось бы сказать, что в памяти остаются не только фестивали, награды или ролики, набравшие наибольшее количество в Сети. Кому-то, может быть, запомнился пахучий билборд с бифштексом, установленный этим летом в штате Северная Каролина. Уж тем, кто проезжал мимо и унюхал запах мяса на гриле, наверняка. Кто-то, возможно, запомнил еще одно явление американской жизни - "Семью билбордов", которая за определенную плату в полном составе носит футболки с логотипом вашей компании.
В завершение "Лента.ру" выбрала еще один ролик 2010 года, положивший начало грандиозной рекламной кампании Pumа. Видео, попавшее в рейтинг лучших по версии AdMe, было снято агентством Droga 5 и выложено в Cеть перед Днем святого Валентина. В ролике британские фанаты "Тоттенхэма" посвящают своей команде песню Savage Garden "Truly Madly Deeply". Позднее Puma выпустила несколько видео с фанатскими песнями из Италии, Германии и Франции, а сама кампания постепенно превратилась в песенный конкурс "The Hardchorus European Song Contest", своеобразный аналог "Евровидения" среди футбольных болельщиков. Все песни о любви. С наступающим Новым годом!