Сразу после теракта в "Домодедово" 24 января 2011 года московские таксисты-частники взвинтили цены на свои услуги в несколько раз. Похожая ситуация наблюдалась в Москве после терактов в метро в марте 2010 года. Таким же образом частные перевозчики вели себя в дни массовых задержек рейсов в московских аэропортах в конце декабря 2010 года, вызванных погодными аномалиями. Власти столицы уже много лет пытаются законодательно причесать "частный" извоз, ведь цена вопроса, по разным оценкам, - от 1 до 4 миллиардов долларов в год. Но пока все тщетно - "бомбилы" не отступают.
После теракта в аэропорту "Домодедово" мэр столицы Сергей Собянин заявил, что Москва собирается заключить спецсоглашения с таксомоторными парками на случай чрезвычайной ситуации. Это, по мнению градоначальника, позволит не допустить повторения ситуации с завышением цен на услуги такси, как это было при взрыве 24 января. Недобрым словом алчных таксистов помянул и председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. По словам депутата, в ближайшие месяц-два выйдет законопроект, который будет регулировать деятельность такси. "Сейчас все они сами себе предоставлены и выведены из поля контроля", - отметил Шишкарев.
Подготовка законопроекта об обязательном лицензировании такси ведется Госдумой совместно с московскими властями. По мнению Собянина, документ, направленный на борьбу с нелегальными перевозчиками, позволит вытеснить "бомбил" с рынка уже к концу 2011 года. Шишкарев тоже уверен, что лицензирование поможет не допустить ситуации, когда нелегальные таксисты взвинчивают цены.
Мэру Собянину, как и депутату Шишкареву, не стоит забегать вперед. Лучше сперва дождаться результатов введения закона, а уж потом рассуждать об эффекте, который он даст. Чиновники неоднократно пытались прижать к ногтю этот рынок, но пока безуспешно. Сейчас разделение таксистов на "бомбил" и легальных перевозчиков определяется лишь разрешением у последних на предпринимательскую деятельность: в 2006 году в России было отменено лицензирование таксомоторных перевозок.
Московский извоз - гигантский, разношерстный и неуправляемый рынок. В десятимиллионной столице России около 50 тысяч человек время от времени кого-то куда-то подвозят. При этом на официальное такси приходится менее 20 процентов рынка частного извоза. Победить "бомбил" легальное такси неспособно - необходимость платить налоги и прочие расходы делают этот бизнес неконкурентоспособным по сравнению с работающими "в черную" таксистами. В Москве почти везде можно найти припаркованного нелегала, ну а если его цена вас не устроит - отойти на два шага и поднять руку. Помимо тех, кто специально "пылесосит" дороги столицы в поисках клиента, подвезти вас могут и обычные автолюбители, проезжающие мимо: в кризис автомобиль накормил немало московских семей. "Нелегальные перевозки" официальному таксисту давно уже неинтересны из-за их дешевизны.
В большинстве российских городов перевозки контролируют легальные таксисты, однако в Москве этот рынок оккупировали "бомбилы". Вызывать легальное такси, как это делают в столицах почти всех соседних с Россией государств, в голову московскому потребителю приходит лишь по крайней необходимости. Дикий рынок частного извоза, несмотря на все его минусы, вездесущ и всех устраивает. Не удивительно, что москвичи о регулировании такси чаще всего вспоминают, только когда попадают на вокзалы и аэропорты, где ценообразование строится несколько по-другому: извозчиков, занявших монопольное положение на пятачке, обдирает разнообразная "крыша".
Чаще всего против сложившегося в столице России положения протестуют даже не власти города, а сами таксисты. В 2004 году у Курского вокзала в Москве произошла дикая драка, в которой участвовали десятки извозчиков: легальные таксисты не поделили территорию с "бомбилами". В результате "белые" таксисты обратились к мэру Москвы Юрию Лужкову, потребовав защитить их от нелегалов. Градоначальник много ругался, обещал помочь, однако принят закон "О такси в городе Москва" был только в 2008 году. В результате зарегистрированные перевозчики получили налоговые льготы и льготы по аренде земли и недвижимости, право бесплатного использования городских стоянок, а также эксклюзивное право украшать автомобили "шашечками". В обмен компании, попавшие в специальный реестр, должны были проверять водителей на знание русского, следить за их знаниями о Москве, использовать безопасные автомобили.
Но и после принятия документа легче "официальным" московским таксистам не стало, а у Курского вокзала вновь обосновались нелегалы. Хотя власти Москвы принимали закон "О такси..." почти четыре года, в нем все же обнаружились "коррупциогенные факторы". В частности, как писала в апреле 2010 года газета "Коммерсант", прокуратура посчитала незаконным предоставление налоговых преференций таксомоторным компаниям, которые включены в "реестр перевозчиков" правительства Москвы. Выяснилось, что в законе даже не указывается, каким образом, кто и на основании каких документов будет принимать решение о господдержке таксомоторных компаний.
Свои претензии прокуратура предъявляла зря. Закон о такси, как выяснилось, вообще не работал: ни одного подзаконного акта, помимо самого закона, власти столицы не приняли, хотя должны были это сделать еще в 2008 году. До сих пор в Москве не существует ни положения о реестре таксомоторных компаний, ни положения о бесплатных стоянках для них, ни положения о спецзнаке для городского такси. В довершение всего в 2009 году со своего поста был уволен глава департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц, под руководством которого и готовился закон "О такси...".
Вообще пост Липсица в последние несколько лет был для московского чиновничества каким-то несчастливым. Так, Василий Кичеджи, сменивший Липсица и обещавший создать муниципальное такси с парком из электромобилей, лишился поста после того, как раскритиковал план Собянина по борьбе с пробками. На его место был назначен Николай Годунов, просидевший во главе департамента транспорта и связи города Москвы с ноября 2010 по январь 2011 года. По решению мэра Москвы данный департамент транспорта и связи был преобразован в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а возглавил его Николай Лямов.
В результате московские чиновники, уже после окончательной смены власти в городе, начали бороться с "бомбилами" заново. В середине января 2011 года Собянин потребовал освободить от нелегальных такси стоянки у вокзалов и аэропортов. В департаменте транспорта Москвы в спешном порядке стали организовывать новое управление, которое будет заниматься исключительно такси. Параллельно мэрия инициировала возвращение обязательного лицензирования такси на федеральном уровне. Этого законопроекта ждут и в Санкт-Петербурге, где губернатор так и не подписала аналогичный московскому законопроект "О такси...".
Пока неизвестно, чем закончится совместная попытка Госдумы и Собянина обуздать таксистов, однако давно понятно, что вытеснить "бомбил" с московского рынка могут лишь поправки в федеральное законодательство, запрещающие частникам перевозить за деньги пассажиров. Впрочем, кто и как именно будет контролировать соблюдение этого законодательства, не ясно. В соседней Белоруссии, например, поступили следующим образом. С февраля 2010 года в этой стране вступила в силу статья административного законодательства, согласно которой у таксиста-нелегала может быть конфискована машина. Специальные контролеры подсаживались к частникам под видом пассажиров. Если водитель не мог предъявить удостоверение таксиста, то "пассажир" оформлял на него документы, после чего отправлял их в суд.
Будут ли в Москве, как и в Минске, в машины к частникам сажать подставных пассажиров? Решатся ли власти Москвы проводить конфискацию автомобилей у нелегалов (последовать примеру белорусов предлагал глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев)? Подобное крайне сомнительно, ведь банальная коррупция легко сведет на нет все планы московских чиновников.
Но даже если представить, что к концу года в Москве исчезнут все нелегальные такси, вопрос о том, кто будет возить москвичей, останется открытым. Официальным таксомоторным компаниям придется резко наращивать парки, заполняя образовавшиеся на рынке ниши. Но вот будут ли таксисты "с шашечками" подвозить пассажиров за 50-100 рублей от метро до дома? Вряд ли. Никакой альтернативы "бомбилам" в виде безопасного городского такси, которое можно будет поймать на обочине, москвичи не дождутся.