31 января в Казахстане завершилась кампания по подготовке референдума, целью которого должно было стать продление президентских полномочий до 2020 года. Хотя почти все необходимые для этого формальности были выполнены (осталось лишь назначить дату голосования), сценарий был остановлен. Нурсултан Назарбаев объявил, что вместо референдума в стране пройдут досрочные президентские выборы. Точная дата пока неизвестна, но предположительно выборы будут проведены в ближайшие несколько месяцев.
В целом эпопея "Назарбаев-2020" завершилась без особых сюрпризов. У Нурсултана Назарбаева было несколько вариантов, но суть была схожей: подобрать удобный способ продления власти и постараться при этом сыграть роль поборника демократии (насколько это вообще возможно в такой ситуации).
Президент и его соратники в очередной раз разыграли привычный спектакль: окружение Назарбаева предлагает усилить его власть (наделить особым титулом, продлить полномочия), президент держит паузу, а затем появляется на сцене и красивым жестом это предложение отклоняет, демонстрируя всему миру собственную скромность. Уже после этого, кстати, сомнительная идея может быть реализована (естественно, руками не самого президента, а лояльных ему политиков и чиновников).
Референдум, конечно, в чем-то был бы удобнее выборов (у президента при таком сценарии не было бы прямых конкурентов). И Назарбаев при желании вполне мог бы пойти этим путем: почти все необходимое для этого его соратники уже сделали. Однако даже назначение перевыборов (сам Назарбаев еще не подтвердил напрямую, что намерен участвовать в досрочных выборах, хотя немного ранее, выступая с обращением к народу, он выразил готовность оставаться во власти как можно дольше) не было его уступкой оппозиции.
Президент лишь продемонстрировал, что решать такого рода вопросы будет по своему усмотрению. "Заявление президента о досрочных выборах, - отмечает казахстанский политолог Досым Сатпаев, - должно было еще раз показать всем, абсолютно всем - и обществу, и оппозиции - то, что в Казахстане окончательное решение принимает сам глава государства. И вся интрига, которую мы наблюдали, сводилась только к этому".
Напомним вкратце, как развивались события. Очередные выборы в Казахстане были запланированы на 2012 год. Сначала президентский советник Ермухамет Ертысбаев подтвердил то, что и так представлялось очевидным: Назарбаев пойдет на эти выборы, чтобы остаться на очередной (четвертый) срок. Позднее советник даже заранее назвал результат своего шефа: около 90 процентов голосов (плюс-минус 2-3 процента).
Вскоре, однако, планы властей изменились. Группа политиков и общественных деятелей предложила провести вместо выборов референдум - "чтобы не отвлекать президента выборами от решения важных задач". Сам президент некоторое время эту идею не комментировал, доверив ее реализацию своим соратникам. Таким образом, организаторы референдума фактически получили "зеленый свет". Они быстро прошли регистрацию в Центризбиркоме, нашли поддержку со стороны правящей партии "Нур Отан" / "Свет Отечества" (которую возглавляет Назарбаев) и обеих палат лояльного президенту парламента.
Инициаторы плебисцита в рекордные сроки собрали несколько миллионов подписей (в прессе, правда, сообщалось, что этот процесс сопровождался нарушениями - от принуждения до откровенных подтасовок) и сдали их в ЦИК (после этого президент, согласно закону, мог назначить дату голосования). Парламент, со своей стороны, не менее спешно принял поправки в конституцию, прописав там положение о продлении президентской власти посредством референдума (таким образом депутаты ответили на критику со стороны оппонентов Назарбаева, заявивших, что президент, оставленный на этой должности без выборов, утратит легитимность).
К тому времени, правда, оказалось, что президент (который, согласно заявлениям его советника, как минимум рассматривал возможность референдума) снова передумал. Он не стал ни назначать дату плебисцита, ни подписывать поправки в конституцию. Вместо этого Назарбаев отдал их для проверки в Конституционный совет. КС, проникшись, видимо, нынешним настроением президента, поправки забраковал. После этого и было объявлено о досрочных выборах.
Прежний разворот Астаны (от выборов к референдуму) объясняли по-разному. Среди прочего его связывали с недавними событиями в Белоруссии: перевыборами Александра Лукашенко, акциями протеста и нависшей над Минском угрозой санкций со стороны Евросоюза (как наказания за разгон этих самых акций протеста). В Казахстане лишний раз убедились, что даже в ситуации, когда нужный результат президенту обеспечен, оппозиция может испортить ему праздник: потрепать нервы и заставить расплачиваться международной репутацией за разгон "майдана".
Собственно, советник Назарбаева, выступая в поддержку референдума, сам проводил параллели с Белоруссией. "Практически все были убеждены, что действующий президент Александр Лукашенко победит с большим отрывом, - рассуждал он. - Что и произошло. Как действуют его оппоненты? Они собирают толпы людей, ведут их к правительственным зданиям, устраивают по сути государственный переворот, громят здания, оказывают ожесточенное сопротивление правоохранительным органам. То есть прошедшие выборы, несмотря на четкое волеизъявление народа, раскалывают нацию, порождают дестабилизацию, ставят страну на грань гражданского противостояния".
Отказ от выборов, правда, оказался тоже не идеальным решением. Вопреки доводам Астаны, Запад на идею с референдумом отреагировал без энтузиазма. Против такого сценария выступила, в частности, госсекретарь США Хиллари Клинтон, заявив, что это может стать отступлением от демократии.
Впрочем, более серьезными для руководства Казахстана могут оказаться другие риски. Нынешнее решение Назарбаева (по досрочным выборам) наблюдатели расценили в том числе и как реакцию на получившие широкий резонанс мятежи в Тунисе и Египте. "Не оставляет ощущение, что в "Ак орде" (резиденции президента Казахстана – примечание Ленты.Ру), - отмечает политолог Виктор Ковтуновский, - сильно испугались событий, происходящих сейчас на севере Африки - в Тунисе, Египте и других арабских странах, где правители находятся у власти столько же, сколько президент Назарбаев".
По его мнению, в Казахстане, решая судьбу референдума, возможно, следили за судьбой египетского президента Хосни Мубарака. "Если Мубарак не удержится у власти, а все идет именно к этому, то я думаю, что и вопрос о референдуме у нас в Казахстане тоже отпадет", - заключил эксперт.
Следуя этой точке зрения, можно предположить, что в Астане признали опасность, которую в нынешних условиях несет в себе идея с чрезмерным продлением президентских полномочий (уподобление Мубараку - как предпосылка для мятежа или "цветной революции"). С другой стороны, президент и его окружение, очевидно, решили быстрее закрыть тему выборов, чтобы вопрос о смене власти не разогревался бы в обществе слишком долго.
А вот тем, кто действительно отдал свою подпись за референдум (тем, кто подписался добровольно, не подвергаясь административному давлению), можно только посочувствовать. Тяжело, наверное, было наблюдать за тем, как кампания по продлению президентских полномочий превращается в фарс: когда партия власти, например, референдум поддерживала, а ее лидер делал вид, будто его все это не касается; или когда парламент демонстративно преодолевал президентское вето, притворяясь, что может навязать Назарбаеву свою волю.
Граждан, подписавшихся за референдум, долго убеждали, что их воля превыше всего. Сам Назарбаев заявлял, что, мол, поступит так, как решит народ (при этом он утверждал, что идею плебисцита поддержали около пяти миллионов человек, то есть примерно две трети электората). И вот этим самым миллионам в итоге было объявлено, что референдума не будет. Потому что их обожаемый президент так решил.
А теперь сторонникам референдума придется идти на выборы и голосовать за Назарбаева, мучаясь от мысли, что выборы "отрывают его от решения важных задач". Если, конечно, президент не придумает что-нибудь новое.