Счетная палата России при проверке расходования бюджетных средств, выделенных в 2008-2010 годах на транспортный комплекс Москвы, выявила нарушения на сумму 215 миллиардов рублей. Об этом заявил аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. Всего в этот период на транспортный комплекс Москвы было затрачено 574 миллиарда рублей. Материалы проверки будут направлены в правоохранительные органы.
Большой новости во всем этом нет - о многомиллиардных "нарушениях" при расходовании средств, выделенных в Москве на транспортный комплекс, Счетная палата объявила еще в декабре 2010 года. Согласно озвученным тогда предварительным данным, с нарушениями за три года были потрачены 200 миллиардов рублей, выделенных на московский транспорт. Потом была названа сумма в 232 миллиарда рублей, и вот теперь аудиторы снизили эту цифру до 215 миллиардов. Проверка была начата осенью 2010 года по инициативе нового мэра Сергея Собянина.
Некоторые эксперты уже высказались в том духе, что выявленная сумма не так уж велика и действительные цифры могли быть больше. Однако и 215 миллиардов вполне впечатляют - все-таки это семь миллиардов долларов.
Как всегда в подобных случаях, ситуацию трудно понять из-за загадочности формулировок, к которым прибегают ревизоры. Рябухин подчеркнул, что речь идет именно о "нарушениях", а не о хищениях. Тем не менее, рассмотреть структуру этих "нарушений" было бы небезынтересно.
Наибольшая доля пришлась на государственные и муниципальные закупки, проведенные "с нарушением установленного порядка" - 117,8 миллиарда рублей. Почти 60 миллиардов предоставлялись в виде бюджетных инвестиций на объекты, которые не были включены в адресную инвестиционную программу Москвы. "Несоблюдение принципа результативности и эффективности" использования бюджетных средств обошлось еще почти в 25 миллиардов.
На нецелевое субсидирование деятельности авиакомпаний, а также на покупку самолетов авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" (ныне - "Москва") пришлось 10,8 миллиарда. "810 миллионов рублей было потрачено на кредит для авиакомпании "Атлант-Союз" на приобретение судов, но они не были приобретены, - пояснил Рябухин, слова которого приводит РИА Новости. - 8,8 миллиарда рублей - те средства, которые под видом субсидий выделялись на дотирование деятельности авиакомпаний".
Остальное - по мелочи. Например, нарушение принципа "разграничения доходов, расходов, источника финансирования дефицитов бюджетов в межбюджетной системе РФ" обошлось в 2,4 миллиарда рублей, несоблюдение порядка предоставления бюджетных субсидий юрлицам - почти в 333 миллиона рублей, а нарушение указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ - почти в 425 миллионов. Что все это означает, понять непросто, но деньги все равно заметные.
Вывод - чуть ли не с половиной средств, выделенных на транспортный комплекс столицы, произошло что-то не то. С одной стороны, их не украли. Аудитор специально это подчеркивал. С другой стороны, часть денег пошла не туда, куда надо было, а часть, видимо, по назначению, но тоже с нарушениями.
В воздухе повис очевидный вопрос: что все это значит? Брали ли московские чиновники взятки за выделение бюджетных средств левым фирмам или они просто дошли до критической степени некомпетентности и не в состоянии были осознать, на что тратят семь миллиардов долларов? Второй вариант хоть и возможен, но все же маловероятен - вряд ли кто-то заподозрит чиновников в невнимательном отношении к деньгам.
Примечателен тот факт, что проверка транспортного комплекса касалась 2008-2010 годов, то есть "нецелевое использование" миллиардов долларов происходило в разгар экономического кризиса во время призывов к "экономии". Для такой экономии мэрия в январе 2009 года, помнится, решила сократить расходы на канцелярские товары - аж на 25 процентов. Самоотверженный поступок.
Параллельно развивается история с метрополитеном. Контрольно-счетная палата Москвы, не желая отставать от федеральных коллег, тоже захотела там что-нибудь разоблачить, но не сумела. "Установлены резервы, которые позволяют говорить о том, что можно было строить больше в течение года и можно строить дешевле за счет нескольких факторов", - заявил председатель палаты Виктор Двуреченских, которого цитирует "Интерфакс". Свое открытие он подкрепил утверждением, согласно которому станция "Кожуховская" обошлась московскому метрополитену более чем в два раза дороже средней стоимости строительства станций. Если вспомнить, что станция эта была открыта еще в 1995 году, копнули аудиторы, действительно, глубоко.
Наконец, Двуреченских сообщил, что метрополитен за счет повышения платы за проезд сумел увеличить выручку при сокращении пассажиропотока. Для отставки руководителя метро Дмитрия Гаева, о которой в последнее время все больше говорят, этого вроде бы недостаточно. О превышении стоимости строительства некоторых линий метро упоминал и Рябухин, но формулировка, опять же, на редкость расплывчатая и может означать что угодно.
Как и следовало ожидать, бывший мэр Юрий Лужков с результатами проверки Счетной палаты не согласился. "Это абсолютно дикие цифры", - заявил он, обвинив власти в "политической травле".
Главный вопрос, который вызывает вся эта история, разумеется, состоит в том, помогут ли нынешние разоблачения предотвратить "нецелевое использование" в будущем. Сами расходы мэрии, очевидно, должны стать более прозрачными, чтобы проверка Счетной палаты не была единственным способом установить, на что же пошли бюджетные деньги.