Экономика
20:09, 11 февраля 2011

Большой и дорогой Мнения о способе продажи Банка Москвы разделились

Чиновники никак не могут прийти к соглашению о том, что им делать с Банком Москвы. В столице хотели бы продать актив банку ВТБ без конкурса и как можно быстрее получить деньги за свою долю. Это решение поддерживает Федеральная антимонопольная служба, а вот в Минэкономразвития и Центробанке считают, что по финансовой организации логичнее было бы провести конкурс. При этом на Банк Москвы появляются все новые претенденты.

10 февраля в ФАС официально заявили, что получили заявку от ВТБ на покупку всех ста процентов Банка Москвы и не имеют ничего против такой сделки. Такое разрешение от антимонопольщиков еще не означает, что сам ВТБ договорился со всеми акционерами Банка Москвы о сделке: просто заявка была подана заранее, для того чтобы соглашение, если оно будет достигнуто, вступило бы в силу как можно быстрее.

Каким образом ВТБ собирается купить все 100 процентов столичного актива, непонятно. Сама Москва сейчас владеет 46 процентами акций финансовой организации напрямую, а контроль над банком получает за счет владения долей в Столичной страховой группе, которой принадлежит 17,32 процента акций банка. Остальные доли в Банке Москвы распределены между компаниями, представляющими менеджмент, инвестбанками и частными инвесторами. Они о желании продавать свои ценные бумаги пока публично не заявляли.

В ФАС подчеркнули, что заявок от других финансовых организаций не получали и поэтому их, естественно, не рассматривали. Между тем, количество претендентов на актив, если верить деловым СМИ, продолжает увеличиваться.

В начале 2011 года с предложением о покупке Банка Москвы выступил Альфа-банк. Крупнейшая частная финансовая организация страны требует от правительства столицы провести конкурс на его долю в банке. Это значительно затянет процесс продажи, но зато может принести бюджету больше денег. Да и в смысле прозрачности открытый конкурс всегда лучше, чем продажа крупного актива по "сходной" цене.

10 февраля стало известно, что на долю Банка Москвы претендует и еще одна компания: Marimba Trading, которой уже принадлежит 20,3 процента акций финансовой организации. "Ведомости" пишут, что эта компания, скорее всего, принадлежит президенту Банка Москвы Андрею Бородину и его советнику Льву Алилуеву.

По данным издания, Marimba Trading не поддерживает идеи открытого конкурса: эта компания просто хочет получить 46 процентов актива за 91 миллиард рублей. Несмотря на это, появление Marimba Trading наверняка на руку Альфа-банку: теперь он будет еще увереннее утверждать, что конкурс нужен из-за большого количества претендентов.

В правительстве с позицией Marimba Trading придется считаться, однако шансы этой компании на получение актива выглядят минимальными. В конце 2010 года, когда появились первые слухи о продаже банка, говорилось, что приватизация была задумана для уменьшения влияния Бородина в финансовой организации.

Кроме того, Сергей Собянин за первые месяцы работы на посту мэра Москвы дал понять, что намерен разогнать большую часть лужковской команды. Бородин же работает в Банке Москвы с 1995 года и может считаться человеком, вполне близким к Лужкову. Укреплять благосостояние Бородина долей в Банке Москвы - вряд ли новому мэру такая идея придется по нраву.

Тем более, что письмо Marimba Trading в администрацию столицы явно снижает привлекательность Банка Москвы для ВТБ. Ведь госбанк хотел бы получить 100 процентов акций финансовой организации, а Marimba Trading показала, что от своей доли отказываться не собирается.

Мнение властей

В Центробанке России высказались в пользу аукциона по Банку Москвы сразу после того, как о намерении купить актив заявили в Альфа-банке. В правительстве столицы ситуацию комментируют неохотно. Правда, 10 февраля заместитель Собянина Андрей Шаронов заявил, что не исключает передачи акций Банка Москвы в уставный капитал Центральной топливной компании, которую затем купит инвестор. Таким образом, аукциона по банку удастся избежать, и выиграет от этого ВТБ, который хочет получить актив без конкурса. Но Шаронов подчеркнул, что после передачи акций в ЦТК правительство может вести переговоры не с каким-то одним, а со всеми инвесторами, с которыми захочет.

В Минэкономразвития тогда же, 10 февраля, открыто поддержали позицию ЦБ. Глава министерства Эльвира Набиуллина сказала, что ей представляется более разумным открытый конкурс по активу. После этого министр, правда, подчеркнула, что продажа Банка Москвы — дело властей столицы, а не федералов.

В итоге получилась интересная ситуация. ВТБ хочет купить Банк Москвы без конкурса, против чего выступает Минэкономразвития. Это министерство, в свою очередь, курирует Росимущество, которому принадлежит основной пакет акций ВТБ. Таким образом, можно с натяжкой сказать, что основной акционер госбанка выступает против идеи менеджеров финансовой организации.

Цена вопроса

Пока чиновники не могут договориться о том, как все-таки продавать банк, в прессе появляются различные оценки Банка Москвы.

В конце января газета "Коммерсантъ" писала, что по заказу акционеров Банка Москвы была проведена его оценка. По ней Банк должен стоить 200-250 миллиардов рублей, а с учетом покупки контрольного пакета — 240-280 миллиардов рублей.

Позднее появилась неофициальная оценка ВТБ, который хотел купить 46 процентов Банка Москвы за 90 миллиардов рублей. Альфа-банк своей оценки не называл, а вот в Marimba Trading готовы выложить за актив 91 миллиард рублей. "Ведомости", впрочем, 11 февраля уже написали, что оценка ВТБ была повышена.

Днем ранее неназванный источник РИА Новости заявил, что само правительство будет исходить из оценки банка в 178 миллиардов рублей. Это не только меньше, чем предполагали другие акционеры, но и меньше рыночной капитализации Банка Москвы, которая оценивается больше, чем в 200 миллиардов рублей. 46 процентов акций исходя из такой оценки стоят 82 миллиарда рублей: меньше, чем предлагают ВТБ и Marimba Trading.

Любопытно, что акции Банка Москвы, которые торгуются на ММВБ, реагируют на сообщения источников довольно вяло. 10 февраля ценные бумаги финансовой организации подешевели всего на три процента, и то под влиянием общего настроя на рынке. 11 же февраля к середине торговой сессии они и вовсе выросли на пять процентов. То ли инвесторы считают, что борьба за актив приведет к повышению стоимости банка, то ли знают то, что пока рынку неизвестно.

< Назад в рубрику